Какие вопросы задавать произведениям искусства? Где искать ответы? Мы покажем несколько нетривиальных ракурсов, под которыми можно и нужно рассматривать, описывать и анализировать произведения искусства. Вы узнаете, как находить связь между конкретным памятником, историей человека и его духовных исканий от древности до ХХ века.
PhD Высшей школы социальных наук (Париж), ординарный профессор НИУ ВШЭ, доктор исторических наук, медиевист, историк искусства, сооснователь и научный руководитель Страдариума
Автор и спикер
Лекции не требуют предварительной подготовки
Для кого
Как все проходит
Получите доступ к платформе hello.stradarium
Личный кабинет, где будет храниться курс. Доступ к платформе сразу после покупки.
Пользуйтесь записью и доп. материалами
• видеозапись лекции • саммари, глоссарий и список дополнительной литературы к теме лекции
Задавайте вопросы куратору
Куратор всегда объяснит, поддержит, направит и посоветует
Обращайтесь к курсу, когда удобно
Доступ постоянный
Записи вебинаров со спикером — это видеозаписи курса, который недавно прошел. Каждая лекция длится минимум 80 минут.
Чему научитесь
Смотреть на памятники искусства различных масштабов, техник, эпох, самостоятельно их выбирать.
Видеть за произведениями не только то, что изображено, но и то, что остается «за кадром» или за рамой - исторического Человека.
Описывать и анализировать произведения искусства в профессиональных категориях искусствоведения, но с учетом историко-культурного контекста.
1
3
2
Чему научитесь
Выбирать и смотреть на памятники искусства различных масштабов, техник, эпох.
Видеть за произведениями не только то, что изображено, но и то, что остается «за кадром» или за рамой - исторического Человека.
Описывать и анализировать произведения искусства в профессиональных категориях искусствоведения, но с учетом историко-культурного контекста.
1
3
2
Листайте влево
Программа
Программа
Лекция 1
Что такое шедевр?
В лекции мы поговорим о том, как исторически складывались сегодняшние представления о «шедевре». На примере «Герники» Пабло Пикассо мы научимся не только (и не столько) восхищаться картиной, восхищения безусловно заслуживающей, но и узнаем, почему и как конкретное произведение вообще обретает исключительный статус.
Лекция 2
История тела
Главным действующим лицом в истории искусства на протяжении тысячелетий был человек. В европейской культуре открытие тела в искусстве резонно приписывают грекам, а следующие две с половиной тысячи лет развития считают комментарием на заданную тему. Это во многом верно, но это — далеко не все. В лекции речь пойдет как раз о многом из того, что остается за границами канона.
Лекция 3
Против искусства: аниконизм, иконоборчество и вандализм
В любой культуре есть свои иконы, следовательно, есть и иконопочитание, но есть и иконофобия и иконоборчество. Это связано с самой природой искусства: это не только воплощенная красота, но и предмет пререканий и повод к раздорам, настоящий вестник и проводник социальных конфликтов. Есть, наконец, великие цивилизации, которые принципиально отказались от антропоморфных изображений в значимых для них ситуациях и дискурсах, предпочли аниконизм. О различных формах этого противостояния изобразительному искусству пойдет речь в этой лекции.
Лекция 4
Город как произведение искусства
Поговорим о городах. Наш главный вопрос — можно ли считать целый город произведением искусства? И если да, то чьим? Если да, то как на него смотреть? Какие вопросы задавать? Как сохранить? Мы рассмотрим под разными ракурсами города далекого прошлого и современные, европейские и китайские. Такая непривычная смена оптики, от крупного плана к панораме, позволит нам поразмышлять над некоторыми ключевыми вопросами эстетики и истории искусства.
Лекция 5
Лабиринты ХХ века
Что говорит нам «Черный квадрат» и изображает ли он что-либо вообще? Какое отношение манхэттенский небоскреб или железобетонная конструкция имеют к Зодчеству? Почему я должен медитировать над приколоченными к листу фанеры ношеными ботинками, старой шиной и обрывками мешковины? Что осталось от Красоты, от Образа, от Идеи, от Стиля? В лекции будет предложен ряд отправных точек, с которых можно начинать изучение этой эпохи.
Лекция 1
Что такое шедевр?
В лекции мы поговорим о том, как исторически складывались сегодняшние представления о «шедевре». На примере «Герники» Пабло Пикассо мы научимся не только (и не столько) восхищаться картиной, восхищения безусловно заслуживающей, но и узнаем, почему и как конкретное произведение вообще обретает исключительный статус.
Лекция 2
История тела
Главным действующим лицом в истории искусства на протяжении тысячелетий был человек. В европейской культуре открытие тела в искусстве резонно приписывают грекам, а следующие две с половиной тысячи лет развития считают комментарием на заданную тему. Это во многом верно, но это — далеко не все. В лекции речь пойдет как раз о многом из того, что остается за скобками канона.
Лекция 3
Против искусства: аниконизм, иконоборчество и вандализм
В любой культуре есть свои иконы, следовательно, есть и иконопочитание, но есть и иконофобия и иконоборчество. Это связано с самой природой искусства: это не только воплощенная красота, но и предмет пререканий и повод к раздорам, настоящий вестник и проводник социальных конфликтов. Есть, наконец, великие цивилизации, которые принципиально отказались от антропоморфных изображений в значимых для них ситуациях и дискурсах, предпочли аниконизм. О различных формах этого противостояния изобразительному искусству пойдет речь в этой лекции.
Лекция 4
Город как произведение искусства
В лекции речь пойдет о городах. Наш главный вопрос — можно ли считать целый город произведением искусства? И если да, то чьим? Если да, то как на него смотреть? Какие вопросы задавать? Как сохранить? Мы рассмотрим под разными ракурсами города далекого прошлого и современные, европейские и китайские. Такая непривычная смена оптики, от крупного плана к панораме, позволит нам поразмышлять над некоторыми ключевыми вопросами эстетики и истории искусства.
Лекция 5
Лабиринты ХХ века
Что говорит нам «Черный квадрат» и изображает ли он что-либо вообще? Какое отношение манхэттенский небоскреб или бесформенные железобетонные конструкции имеют к Зодчеству? Почему я должен медитировать над приколоченными к листу фанеры ношеными ботинками, старой шиной и обрывками мешковины? Что осталось от Красоты, от Образа, от Идеи? В лекции будет предложен ряд отправных точек, с которых можно начинать изучение этой эпохи.
Курс можно оплатить Долями или в рассрочку от Т-Банк
При оплате выберите подходящий вариант (только российские карты)