Курс

Бог в деталях

рождение классической живописи
6 лекций
Мы попробуем ответить на эти вопросы на примере двух сотен памятников, созданных в Европе за последние две с половиной тысячи лет. Мы будем говорить как об общепризнанных шедеврах, так и об известных лишь специалистам вазах, иконах, витражах, полотнах. Тем самым мы познакомимся со всеми основными видами живописи, сформировавшими искусство Европы.
лекции в записи
Курс

Бог в деталях

рождение классической живописи
6 лекций
Мы попробуем ответить на эти вопросы на примере двух сотен памятников, созданных в Европе за последние две с половиной тысячи лет. Мы будем говорить как об общепризнанных шедеврах, так и об известных лишь специалистам вазах, иконах, витражах, полотнах. Тем самым мы познакомимся со всеми основными видами живописи, сформировавшими искусство Европы.
лекции в записи
Олег Воскобойников
PhD Высшей школы социальных наук (Париж), ординарный профессор НИУ ВШЭ, доктор исторических наук, медиевист, историк искусства, сооснователь и научный руководитель Страдариума
Автор и спикер
Лекции не требуют предварительной подготовки
Для кого
Как все проходит
Получите доступ к платформе hello.stradarium
Личный кабинет, где будет храниться курс. Доступ к платформе сразу после покупки.
Пользуйтесь записью и доп. материалами
• видеозапись лекции
• саммари, глоссарий и список дополнительной литературы к теме лекции
Задавайте вопросы куратору
Куратор всегда объяснит, поддержит, направит и посоветует
Обращайтесь к курсу, когда удобно
Доступ постоянный
Чему научитесь
Понимать язык европейской живописи различных эпох: Античности, Средневековья и раннего Нового времени.
Правильно подбирать слова для разговора о произведениях, созданных между VIII веком до н.э. и XVII столетием.
Различать сюжеты, анализировать композицию, расшифровывать смыслы, заложенные в картины их создателями и заказчиками.
1
3
2
Чему научитесь
Выбирать и смотреть на памятники искусства различных масштабов, техник, эпох.
Видеть за произведениями не только то, что изображено, но и то, что остается «за кадром» или за рамой - исторического Человека.
Описывать и анализировать произведения искусства в профессиональных категориях искусствоведения, но с учетом историко-культурного контекста.
1
3
2
Листайте влево
Программа
Программа
Лекция 1
Не боги горшки обжигают. Античная живопись
Лекция посвящена, во-первых, основным этапам развития и выразительным средствам греческой вазописи, во-вторых, монументальной живописи греко-римского мира рубежа эр, известной нам, прежде всего, по раскопкам Помпей и нескольких других городов.
Лекция 2
Небесный Иерусалим на грешной земле. Рождение христианской живописи
Мы раскроем особенности радикальной смены задач и приемов живописцев при переходе от Античности к Средневековью, от язычества — к христианству. Затем мы увидим, как христианская иконография утвердилась по всей Европе и дала рождение новым видам живописи: книжной миниатюре, иконе, храмовой декорации.
Лекция 3
Верить и видеть: живопись позднего Средневековья
Мы увидим, как изменение картины мира человека XIII—XV вв. привело к кардинальным изменениям в технике и целях живописи. Готический собор с его витражами принял эстафету у древних базилик и мозаики, дав жизнь величайшему достижению Средневековью — витражу. Мы рассмотрим оба типа витража — нарративного и типологического, а также новый тип религиозной живописи — алтарный образ.
Лекция 4
Радужные перспективы: живопись Возрождения
«Революция» во Флоренции 1430 года или закономерное развитие техник и стилей? Что такое прямая перспектива и насколько она пряма? Другие формы построения трехмерного пространства на плоскости. Философский, космологический и религиозный смысл великих композиций эпохи Возрождения.
Лекция 6
Акмэ классической живописи: маньеризм, барокко, классицизм
В заключительной лекции мы рассмотрим все основные достижения великих мастеров конца XVI—XVII вв., сравним их с не менее значимыми произведениями эпохи Возрождения, найдем как сходства, преемственность, так и новшества, обеспечившие живописи полную независимость и сделавшие ее самостоятельной участницей общего духовного развития человека Нового времени — нашего непосредственного предшественника.
Лекция 5
Микрокосмос и макрокосмос: образ человека в искусстве Возрождения
Рождение европейского индивидуализма, открытие мира и человека, отражение этого процесса в некоторых жанрах живописи. Лицо, маска и портрет: попробуем по-новому взглянуть на историю классического жанра. Кризис Ренессанса, религиозные войны и проблема Брейгеля.
Лекция 1
Не боги горшки обжигают. Античная живопись
Лекция посвящена, во-первых, основным этапам развития и выразительным средствам греческой вазописи, во-вторых, монументальной живописи греко-римского мира рубежа эр, известной нам, прежде всего, по раскопкам Помпей и нескольких других городов.
Лекция 2
Небесный Иерусалим на грешной земле. Рождение христианской живописи
Мы раскроем особенности радикальной смены задач и приемов живописцев при переходе от Античности к Средневековью, от язычества — к христианству. Затем мы увидим, как христианская иконография утвердилась по всей Европе и дала рождение новым видам живописи: книжной миниатюре, иконе, храмовой декорации.
Лекция 3
Верить и видеть: живопись позднего Средневековья
Мы увидим, как изменение картины мира человека XIII—XV вв. привело к кардинальным изменениям в технике и целях живописи. Готический собор с его витражами принял эстафету у древних базилик и мозаики, дав жизнь величайшему достижению Средневековью — витражу. Мы рассмотрим оба типа витража — нарративного и типологического, а также новый тип религиозной живописи — алтарный образ.
Лекция 4
Радужные перспективы: живопись Возрождения
«Революция» во Флоренции 1430 года или закономерное развитие техник и стилей? Что такое прямая перспектива и насколько она пряма? Другие формы построения трехмерного пространства на плоскости. Философский, космологический и религиозный смысл великих композиций эпохи Возрождения.
Лекция 6
Акмэ классической живописи: маньеризм, барокко, классицизм
В заключительной лекции мы рассмотрим все основные достижения великих мастеров конца XVI—XVII вв., сравним их с не менее значимыми произведениями эпохи Возрождения, найдем как сходства, преемственность, так и новшества, обеспечившие живописи полную независимость и сделавшие ее самостоятельной участницей общего духовного развития человека Нового времени — нашего непосредственного предшественника.
Лекция 5
Микрокосмос и макрокосмос: образ человека в искусстве Возрождения
Рождение европейского индивидуализма, открытие мира и человека, отражение этого процесса в некоторых жанрах живописи. Лицо, маска и портрет: попробуем по-новому взглянуть на историю классического жанра. Кризис Ренессанса, религиозные войны и проблема Брейгеля.
Страдающее Средневековье, 2023
По всем вопросам пишите hello@stradarium.ru или +7−906−570−11−43 (tg, whatsapp). Мы на связи с понедельника по пятницу 10−19 по МСК.
Мы есть во всех социальных сетях, даже если здесь показаны не все. Просто введите в поиск «Страдающее Средневековье».
Страдариум, 2023