старт: 15 октября
практический курс

Что все это значит?

Курс

Визуальный практикум

Автор и спикер
Михаил Майзульс
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра визуальных исследований Средневековья и Нового времени РГГУ, научный сотрудник Высшей школы социальных исследований (Париж), двухкратный лауреат премии «Просветитель»: за книги «Страдающее Средневековье» (в соавторстве с Сергеем Зотовым и Дильшат Харман, 2018) и «Воображаемый враг. Иноверцы в средневековой иконографии» (2022)
Глядя на многие изображения, мы задаемся вопросом, что все это значит. Древнеегипетские или ассирийские рельефы, японские свитки, средневековые миниатюры и даже картины эпохи Возрождения часто говорят на «языке», который нам почти не знаком или создает иллюзию понимания. Как подбирать ключи к разным визуальным кодам? Как научиться медленному чтению изображений, созданных в давние времена и в далеких от нас культурах? Для этого мало лекций — требуется визуальный практикум.
Прохождение курса не требует предварительной подготовки.
Для кого
От автора
Один из самых полезных навыков — деятельное любопытство. Глядя на изображения, созданные в далеком прошлом, мы часто не можем понять, что они говорят. Где там начало, а где конец истории? Как вышло, что головы персонажей развернуты в профиль, а торсы — анфас? Отчего люди оказываются высотой со здания, а фигуры животных выкрашены в цвета, которых у них не бывает в природе: коровы красны, а львы — зелены?

Искусство XX века приучило нас к мысли о том, что тщательное подражание реальности не единственная форма и уж тем более не главная цель изображений. На средневековой миниатюре здание может быть показано сразу с нескольких ракурсов — одновременно снаружи и изнутри.
Да так, что в соседних комнатах будут показаны разные эпизоды одной истории — с одними и теми же персонажами. Этот способ изображать реальность не стремится передать храм или дворец такими, как их можно увидеть глазами, но обеспечивает информационную плотность, едва ли возможную для привычных нам натуралистичных образов. В этом курсе я предлагаю отправиться в практическое путешествие по эпохам (конечно, с акцентом на Средневековье!) и разным приемам визуального повествования.
Что такое практический курс в Страдариуме?
Фокус на практике
Обратная связь
Небольшая группа
В этом курсе вас ждут 6 лекций и 9 семинаров, на которых вы отработаете медленное чтение и практику анализа изображений.
Во время семинаров у вас будет возможность получить подробную обратную связь от автора и куратора курса + развернутые ответы на ваши вопросы во время лекции или в чате.
На курсе ограниченное количество мест. Основная работа на семинарах проходит в небольших группах.
Как проходят встречи
6 лекций
9 семинаров
Чат
Все проходит онлайн в Zoom, лекция длится 80 минут. Во время лекции можно и нужно задавать вопросы, на них будут отвечать автор и куратор курса.
На семинаре обучение продолжается через Zoom, но иногда добавляется взаимодействие с преподавателем и друг другом в Miro. Для выполнения некоторых заданий студенты разбиваются на минигруппы.
Специально для курса мы создаем чат в Telegram, где можно общаться между лекциями, задавать вопросы куратору и лектору. Если не успеваете на лекцию или семинар, запись сохраняется и высылается вам на почту.
теория
80 минут
практика
80-90 минут
обсуждение
между занятиями
Видеть в изображениях разные смысловые уровни, различать культурные контексты и параллели
Соотносить изображения и тексты, анализировать средневековые (и не только) образы с помощью ключевых теорий из поля визуальных исследований
Анализировать структуру изображения, даже если вам не знакомы его сюжет и персонажи
1
3
2
Чему научитесь
Интерпретировать непонятное, дешифровать знаки и сравнивать разные коды
4
Вглядываться в детали, от них возвращаться к целому, затем от него к деталям — и не теряться на этом важном маршруте понимания
5
Пользоваться онлайн-базами данных по средневековой иконографии и составлять визуальные досье для интересующих вас сюжетов
6
Чему научитесь
Видеть в изображениях разные смысловые уровни, различать культурные контексты и параллели
Листайте влево
Соотносить изображения и тексты, анализировать средневековые (и не только) образы с помощью ключевых теорий из поля визуальных исследований
Анализировать структуру изображения, даже если вам не знакомы его сюжет и персонажи
1
3
2
Интерпретировать непонятное, дешифровать знаки и сравнивать разные коды
4
Вглядываться в детали, от них возвращаться к целому, затем от него к деталям — и не теряться на этом важном маршруте понимания
5
Пользоваться онлайн-базами данных по средневековой иконографии и составлять визуальные досье для интересующих вас сюжетов
6
Программа — 15 занятий
Вводная лекция
Вводная лекция. О чем говорят (и о чем молчат) изображения
Что такое изображения, чем они отличаются от других предметов (этот вопрос лишь кажется простым!) и на каких «языках» обращаются к зрителям? Наскальная живопись, египетские рельефы, бенгальские свитки и средневековые фрески — разнообразие зримого и недоумение зрителей. Зачем визуальные образы создают, как на них смотрят и что они могут нам рассказать о людях прошлого. Инструменты анализа: от иконографии / иконологии Эрвина Панофского до визуальных онтологий Филиппа Дескола.
15 октября в 19:00 по МСК (Вт)
Блок 1
Структуры повествования: пространство и время
Не всякое изображение устроено как рассказ, но рассказывание историй — одна из главных ролей, которые играют изображения. Их персонажи словно актеры выходят на «сцену». Однако в разных культурах и в разные времена она бывает устроена по-разному. Мы привыкли к образу-«окну», как на картинах XV–XIX вв.: иллюзия глубины, перспектива, единство пространства и времени. Однако, выглянув за пределы европейского искусства последних столетий, мы обнаружим, что этот способ устройства «сцены» не только не единственный, но скорее довольно редкий. Вглядимся в египетские рельефы, японские гравюры, русские иконы и, конечно, западные книжные миниатюры.
лекция: 18 окт 19:30 по МСК (Пт)
Блок 2
Инструменты коммуникации: жесты и речь
Визуальные образы — важные инструменты коммуникации: между людьми, а также между людьми и сверхъестественными силами, до которых они хотят достучаться. Персонажи изображений обращаются друг к другу и к зрителям. Как они это делают? С помощью поз и жестов. В некоторых культурах к ним добавляется речь персонажей, запечатленная текстом внутри места действия. Поговорим о том, как средневековые образы говорят со зрителем, научимся следить за руками персонажей и приглядимся к свиткам-«филактериям» — далеким предкам «баблов» из привычных нам комиксов.
лекция: 29 окт 19:30 по МСК (Вт)
Блок 3
Векторы смысла: цвета и формы
Как средневековые мастера решали, какой цвет придать предметам, персонажам и другим элементам изображения? Их выбор определялся не только доступностью красок, подражанием природе или символикой, но и стремлением придать образу «пестроту» и ритмичность, противопоставить или соотнести персонажей. И эти задачи часто оказывались важнее, чем передача реального цвета предметов. Так же и с формой. Нередко ее меняли, чтобы донести до зрителя нужное послание. Потому ясли, в которых лежал новорожденный Иисус, порой выглядели как саркофаг. Так зрителю напоминали о судьбе, ожидающей божественного младенца. Цвета и формы — важнейшие векторы смысла, и следует разобраться в том, как с ними можно было работать.
лекция: 8 ноя 19:30 по МСК (Пт)
Блок 4
Вызовы интерпретации: как вскрывать коды
Многие изображения легко читаются, потому что иллюстрируют известные нам тексты, например, мифы о древних богах, жития святых или исторические хроники. Однако существуют другие образы, к которым намного труднее подобрать ключ. Они созданы в культурах, которые не знали письменности, или не находят ясных параллелей в сохранившихся текстах. Как с ними работать? Попробуем разобраться на примере маргиналий, заполнявших поля средневековых рукописей. Они окружали тексты, но почти никогда их не иллюстрировали. Как быть с изображениями-уникумами, вроде иллюстраций к загадочной Рукописи Войнича?
лекция: 19 ноя 19:30 по МСК (Вт)
Программа
семинар 1: 22 окт 19:30 по МСК (Вт)
семинар 2: 25 окт 19:30 по МСК (Пт)
семинар 1: 1 ноя 19:30 по МСК (Пт)
семинар 1: 12 ноя 19:30 по МСК (Вт)
семинар 2: 15 ноя 19:30 по МСК (Пт)
семинар 1: 22 ноя 19:30 по МСК (Пт)
семинар 2: 26 ноя 19:30 по МСК (Вт)
Семинар 1. Игры с пространством
Семинар 2. Игры со временем
Семинар 1. Кто здесь главный?
Семинар 2. Как увидеть речь?
Семинар 1. Иконография Троицы как логико-визуальный эксперимент
Семинар 2. Инфографические метафоры: треугольники и древа
Семинар 1. Гибридизация культур и христианские иероглифы
Семинар 2. Зоосад Иеронима Босха
семинар 2: 5 ноя 19:30 по МСК (Вт)
Блок 5
Врут как очевидцы. Что видно через «окна в прошлое»?
Изображение — это не только система знаков, но и «окно», которое позволяет увидеть мир, в котором жили люди прошлого: создатели этого образа, его заказчики и зрители. Статуи, фрески, гравюры, картины или фотографии рассказывают о ценностях, верованиях, социальном устройстве и, конечно, материальном мире разных эпох. Например, по средневековым миниатюрам мы можем лучше узнать, во что одевались при дворе Людовика Святого или как выглядела стройплощадка готического собора. Однако визуальные свидетельства вовсе не так «прозрачны», как мы можем подумать. Например, они часто переносят в прошлое черты настоящего, смешивают черты времен. Так появляются древние римляне с пушками и ветхозаветные пророки в очках. Как использовать свидетельство изображений, не дать им себя обмануть, но и не упустить важного?
лекция: 29 ноя 19:30 по МСК (Пт)
семинар: 3 дек 19:30 по МСК (Вт)
Семинар. Реалии и символы
  • Изображения архитектуры как рамка для повествования.
  • Мультиракурс в древнерусской иконописи и западном искусстве Средневековья.
  • Бегство за рамки и неуловимые границы изображения.
Семинар 1. Игры с пространством
  • Как рассказать историю: простая задача со сложным решением.
  • Симультанные изображения: от колонны Траяна к ковру из Байё.
  • Средневековые приемы рассказа в искусстве Возрождения.
  • Мультиэкспозиция в фотографии.
Семинар 2. Игры со временем
  • Как устроена иерархия в религиозных и политических изображениях: расположение и размер персонажей.
  • Кто на кого смотрит: взгляд как инструмент коммуникации. Анфас, профиль, три четверти.
  • Правила, исключения и визуальные игры без правил.
Семинар 1. Кто здесь главный?
  • Как текст живет внутри изображения, а изображение внутри текста.
  • Письменная речь: драматургия «говорящих» свитков в средневековой книжной миниатюре.
  • А как же зритель? Беседа между архангелом Гавриилом и Девой Марией в иконографии Благовещения.
Семинар 2. Как увидеть речь?
  • Как показать одновременно единство и троичность Бога? Исследования христианского парадокса.
  • Визуальные инструменты отождествления и различения: бороды, одежды, нимбы, короны и т. д.
  • Троицы-гибриды: христианский Бог с тремя головами или тремя лицами на одной голове.
  • Учимся видеть большое значение малых различий.
Семинар 1. Иконография Троицы как логико-визуальный эксперимент
  • Богословская инфографика: «щит веры» и другие логические упражнения.
  • Средневековые древа. О чем говорят корни, стволы и листья.
  • От логических древ к древам пороков и добродетелей, а от них к древам генеалогий.
  • На ком можно или нельзя жениться: исследуем «древа родства».
Семинар 2. Инфографические метафоры: треугольники и древа
  • Как христианская иконография пришла в европейские колонии и начала сплетаться с местными визуальными традициями.
  • Францисканская проповедь и пиктографические катехизисы в Мексике XVI в.
  • Расшифровка изображений и расшифровка систем письма. Учимся читать без букв.
Семинар 1. Гибридизация культур и христианские иероглифы
  • Как устроен «Сад земных наслаждений» Иеронима Босха?
  • Создание иконографического досье средневековых изображений земного рая. В чем Босх типичен, а в чем уникален.
  • О чем говорит выбор животных, которых он поселил в своем Эдеме?
Семинар 2. Зоосад Иеронима Босха
  • Ян ван Эйк, бюргерский интерьер и история повседневности.
  • Питер Брейгель, зимние пейзажи и история климата.
  • Ян Вермеер, китайские вазы и история глобализации.
Семинар 1. Реалии и символы
Вводная лекция
Вводная лекция. О чем говорят (и о чем молчат) изображения
Что такое изображения, чем они отличаются от других предметов (этот вопрос лишь кажется простым!) и на каких «языках» обращаются к зрителям? Наскальная живопись, египетские рельефы, бенгальские свитки и средневековые фрески — разнообразие зримого и недоумение зрителей. Зачем визуальные образы создают, как на них смотрят и что они могут нам рассказать о людях прошлого. Инструменты анализа: от иконографии / иконологии Эрвина Панофского до визуальных онтологий Филиппа Дескола.
15 октября в 19:00 по МСК (Вт)
Блок 1
Структуры повествования: пространство и время
Не всякое изображение устроено как рассказ, но рассказывание историй — одна из главных ролей, которые играют изображения. Их персонажи словно актеры выходят на «сцену». Однако в разных культурах и в разные времена она бывает устроена по-разному. Мы привыкли к образу-«окну», как на картинах XV–XIX вв.: иллюзия глубины, перспектива, единство пространства и времени. Однако, выглянув за пределы европейского искусства последних столетий, мы обнаружим, что этот способ устройства «сцены» не только не единственный, но скорее довольно редкий. Вглядимся в египетские рельефы, японские гравюры, русские иконы и, конечно, западные книжные миниатюры.
лекция: 18 окт 19:30 по МСК (Пт)
Блок 2
Инструменты коммуникации: жесты и речь
Визуальные образы — важные инструменты коммуникации: между людьми, а также между людьми и сверхъестественными силами, до которых они хотят достучаться. Персонажи изображений обращаются друг к другу и к зрителям. Как они это делают? С помощью поз и жестов. В некоторых культурах к ним добавляется речь персонажей, запечатленная текстом внутри места действия. Поговорим о том, как средневековые образы говорят со зрителем, научимся следить за руками персонажей и приглядимся к свиткам-«филактериям» — далеким предкам «баблов» из привычных нам комиксов.
лекция: 29 окт 19:30 по МСК (Вт)
Блок 3
Векторы смысла: цвета и формы
Как средневековые мастера решали, какой цвет придать предметам, персонажам и другим элементам изображения? Их выбор определялся не только доступностью красок, подражанием природе или символикой, но и стремлением придать образу «пестроту» и ритмичность, противопоставить или соотнести персонажей. И эти задачи часто оказывались важнее, чем передача реального цвета предметов. Так же и с формой. Нередко ее меняли, чтобы донести до зрителя нужное послание. Потому ясли, в которых лежал новорожденный Иисус, порой выглядели как саркофаг. Так зрителю напоминали о судьбе, ожидающей божественного младенца. Цвета и формы — важнейшие векторы смысла, и следует разобраться в том, как с ними можно было работать.
лекция: 8 ноя 19:30 по МСК (Пт)
Блок 4
Вызовы интерпретации: как вскрывать коды
Многие изображения легко читаются, потому что иллюстрируют известные нам тексты, например, мифы о древних богах, жития святых или исторические хроники. Однако существуют другие образы, к которым намного труднее подобрать ключ. Они созданы в культурах, которые не знали письменности, или не находят ясных параллелей в сохранившихся текстах. Как с ними работать? Попробуем разобраться на примере маргиналий, заполнявших поля средневековых рукописей. Они окружали тексты, но почти никогда их не иллюстрировали. Как быть с изображениями-уникумами, вроде иллюстраций к загадочной Рукописи Войнича?
лекция: 19 ноя 19:30 по МСК (Вт)
семинар 1: 22 окт 19:30 по МСК (Вт)
семинар 2: 25 окт 19:30 по МСК (Пт)
семинар 1: 1 ноя 19:30 по МСК (Пт)
семинар 2: 5 ноя 19:30 по МСК (Вт)
семинар: 12 ноя 19:30 по МСК (Вт)
семинар: 15 ноя 19:30 по МСК (Пт)
семинар: 22 ноя 19:30 по МСК (Пт)
семинар: 26 ноя 19:30 по МСК (Вт)
Семинар 1. Игры с пространством
Семинар 2. Игры со временем
Семинар 1. Кто здесь главный?
Семинар 2. Как увидеть речь?
Семинар 1. Иконография Троицы как логико-визуальный эксперимент
Семинар 2. Инфографические метафоры: треугольники и древа
Семинар 1. Гибридизация культур и христианские иероглифы
Семинар 2. Зоосад Иеронима Босха
Блок 5
Врут как очевидцы. Что видно через «окна в прошлое»?
Изображение — это не только система знаков, но и «окно», которое позволяет увидеть мир, в котором жили люди прошлого: создатели этого образа, его заказчики и зрители. Статуи, фрески, гравюры, картины или фотографии рассказывают о ценностях, верованиях, социальном устройстве и, конечно, материальном мире разных эпох. Например, по средневековым миниатюрам мы можем лучше узнать, во что одевались при дворе Людовика Святого или как выглядела стройплощадка готического собора. Однако визуальные свидетельства вовсе не так «прозрачны», как мы можем подумать. Например, они часто переносят в прошлое черты настоящего, смешивают черты времен. Так появляются древние римляне с пушками и ветхозаветные пророки в очках. Как использовать свидетельство изображений, не дать им себя обмануть, но и не упустить важного?
лекция: 29 ноя 19:30 по МСК (Пт)
семинар: 3 дек 19:30 по МСК (Вт)
Семинар. Реалии и символы
Курс можно оплатить  в рассрочку от Т-Банк без переплат
При оплате выберите подходящий вариант (только российские карты)
Курс можно подарить!
Все просто – нажмите
при оплате.
беру в подарок