Вводная лекция. О чем говорят (и о чем молчат) изображения
Что такое изображения, чем они отличаются от других предметов (этот вопрос лишь кажется простым!) и на каких «языках» обращаются к зрителям? Наскальная живопись, египетские рельефы, бенгальские свитки и средневековые фрески — разнообразие зримого и недоумение зрителей. Зачем визуальные образы создают, как на них смотрят и что они могут нам рассказать о людях прошлого. Инструменты анализа: от иконографии / иконологии Эрвина Панофского до визуальных онтологий Филиппа Дескола.
15 октября в 19:00 по МСК (Вт)
Структуры повествования: пространство и время
Не всякое изображение устроено как рассказ, но рассказывание историй — одна из главных ролей, которые играют изображения. Их персонажи словно актеры выходят на «сцену». Однако в разных культурах и в разные времена она бывает устроена по-разному. Мы привыкли к образу-«окну», как на картинах XV–XIX вв.: иллюзия глубины, перспектива, единство пространства и времени. Однако, выглянув за пределы европейского искусства последних столетий, мы обнаружим, что этот способ устройства «сцены» не только не единственный, но скорее довольно редкий. Вглядимся в египетские рельефы, японские гравюры, русские иконы и, конечно, западные книжные миниатюры.
лекция: 18 окт 19:30 по МСК (Пт)
Инструменты коммуникации: жесты и речь
Визуальные образы — важные инструменты коммуникации: между людьми, а также между людьми и сверхъестественными силами, до которых они хотят достучаться. Персонажи изображений обращаются друг к другу и к зрителям. Как они это делают? С помощью поз и жестов. В некоторых культурах к ним добавляется речь персонажей, запечатленная текстом внутри места действия. Поговорим о том, как средневековые образы говорят со зрителем, научимся следить за руками персонажей и приглядимся к свиткам-«филактериям» — далеким предкам «баблов» из привычных нам комиксов.
лекция: 29 окт 19:30 по МСК (Вт)
Векторы смысла: цвета и формы
Как средневековые мастера решали, какой цвет придать предметам, персонажам и другим элементам изображения? Их выбор определялся не только доступностью красок, подражанием природе или символикой, но и стремлением придать образу «пестроту» и ритмичность, противопоставить или соотнести персонажей. И эти задачи часто оказывались важнее, чем передача реального цвета предметов. Так же и с формой. Нередко ее меняли, чтобы донести до зрителя нужное послание. Потому ясли, в которых лежал новорожденный Иисус, порой выглядели как саркофаг. Так зрителю напоминали о судьбе, ожидающей божественного младенца. Цвета и формы — важнейшие векторы смысла, и следует разобраться в том, как с ними можно было работать.
лекция: 8 ноя 19:30 по МСК (Пт)
Вызовы интерпретации: как вскрывать коды
Многие изображения легко читаются, потому что иллюстрируют известные нам тексты, например, мифы о древних богах, жития святых или исторические хроники. Однако существуют другие образы, к которым намного труднее подобрать ключ. Они созданы в культурах, которые не знали письменности, или не находят ясных параллелей в сохранившихся текстах. Как с ними работать? Попробуем разобраться на примере маргиналий, заполнявших поля средневековых рукописей. Они окружали тексты, но почти никогда их не иллюстрировали. Как быть с изображениями-уникумами, вроде иллюстраций к загадочной Рукописи Войнича?
лекция: 19 ноя 19:30 по МСК (Вт)
семинар 1: 22 окт 19:30 по МСК (Вт)
семинар 2: 25 окт 19:30 по МСК (Пт)
семинар 1: 1 ноя 19:30 по МСК (Пт)
семинар 1: 12 ноя 19:30 по МСК (Вт)
семинар 2: 15 ноя 19:30 по МСК (Пт)
семинар 1: 22 ноя 19:30 по МСК (Пт)
семинар 2: 26 ноя 19:30 по МСК (Вт)
Семинар 1. Игры с пространством
Семинар 2. Игры со временем
Семинар 1. Кто здесь главный?
Семинар 2. Как увидеть речь?
Семинар 1. Иконография Троицы как логико-визуальный эксперимент
Семинар 2. Инфографические метафоры: треугольники и древа
Семинар 1. Гибридизация культур и христианские иероглифы
Семинар 2. Зоосад Иеронима Босха
семинар 2: 5 ноя 19:30 по МСК (Вт)
Врут как очевидцы. Что видно через «окна в прошлое»?
Изображение — это не только система знаков, но и «окно», которое позволяет увидеть мир, в котором жили люди прошлого: создатели этого образа, его заказчики и зрители. Статуи, фрески, гравюры, картины или фотографии рассказывают о ценностях, верованиях, социальном устройстве и, конечно, материальном мире разных эпох. Например, по средневековым миниатюрам мы можем лучше узнать, во что одевались при дворе Людовика Святого или как выглядела стройплощадка готического собора. Однако визуальные свидетельства вовсе не так «прозрачны», как мы можем подумать. Например, они часто переносят в прошлое черты настоящего, смешивают черты времен. Так появляются древние римляне с пушками и ветхозаветные пророки в очках. Как использовать свидетельство изображений, не дать им себя обмануть, но и не упустить важного?
лекция: 29 ноя 19:30 по МСК (Пт)
семинар: 3 дек 19:30 по МСК (Вт)
Семинар. Реалии и символы