старт: 15 июля
5 лекций

Пять разговоров

Курс

о Библии

Автор и спикер
Михаил Селезнев
филолог-библеист, доктор филологических наук, профессор Института классического востока и античности ВШЭ, руководитель образовательной программы «Библеистика и история древнего Израиля» ВШЭ. В 1991—2010 гг. — ключевой переводчик и главный редактор нового перевода Ветхого Завета (вышел в свет в 2011 г. в Российском Библейском Обществе).
Библия — это «перекресток» важнейших литературных и религиозных традиций нашей цивилизации: здесь встречаются древний Ближний Восток и античность, иудаизм и христианство. На примере пяти избранных тем мы увидим и прочувствуем все многообразие и разноголосицу библейской традиции, ее историческую динамику, диалогизм и парадоксальность.
Лекции не требуют предварительной подготовки
Для кого
Как все проходит
Все проходит онлайн в Zoom, лекция длится 80 минут. Во время лекции вопросы можно задавать в чате, на них будет отвечать куратор курса.
Специально для курса мы создаем чат в Telegram, где можно общаться между лекциями, задавать вопросы куратору и лектору. Если не успеваете на лекцию, запись сохраняется и высылается вам на почту.
Видеть за «швами» и противоречиями библейского текста диалог разных традиций и эпох
Вслушиваться в проповедь Иисуса, как она изложена в евангелиях, и задуматься над ее парадоксами
Понимать, чем мир Библии похож на религиозный мир соседних народов, а в чем отличен
1
3
2
Чему научитесь
Чему научитесь
Видеть за «швами» и противоречиями библейского текста диалог разных традиций и эпох
Листайте влево
Вслушиваться в проповедь Иисуса, как они изложена в евангелиях, и задуматься над ее парадоксами
Понимать, чем мир Библии похож на религиозный мир соседних народов, а в чем отличен
1
3
2
Программа
Лекция 1
Страдающая древность: жертвоприношение Исаака
Крупнейшие мыслители Европы обращались с ужасом или восхищением к истории о том, как Авраам собирался принести собственного сына в жертву Богу. Но для человека того времени поразительным было скорее не то, что Авраам собрался принести сына в жертву Богу, — а то, что Бог эту жертву не стал принимать. Какую функцию выполняет эта история в Библии? Как вообще осмысляет Библия проблему человеческого страдания?
15 июля в 19:30 (Пн)
Лекция 2
Начало Бытия: творение мира
Библия начинается рассказом о творении мира. Точнее, двумя рассказами, которые, отчасти противореча, отчасти дополняя друг друга, задают всей последующей истории мира как бы «двойное освещение». Мы поговорим о структуре этих рассказов, об их внутренней логике, о параллелях, которые есть в мире древнего Ближнего Востока, а также об интерпретации этих рассказов в последующих религиозных традициях.
22 июля в 19:30 (Пн)
Лекция 3
История праотцев: контрасты и краски библейского повествования
Мы вспомним историю библейских праотцев, от Адама до Моисея, и поговорим о том, как непривычная для нас смесь жанров — нарратив, генеалогия, ритуальные предписания, поэзия — делает чтение Ветхого Завета столь трудным для нас, но зато и придает ему неповторимый шарм. За различными рассказами Пятикнижия перед нами встанут разные традиции, разные авторы, разные видения мира.
5 августа в 19:30 (Пн)
Лекция 4
Становление монотеизма: Бог Библии и боги древнего Востока
В чем суть библейского монотеизма? Чем отличается религиозный мир Библии от религиозного мира соседних народов древнего Востока? Как, несмотря на многочисленные редактуры, библейский текст донес до нас память об архаическом образе божества и о постепенном становлении монотеизма в библейской традиции?
12 августа в 19:30 (Пн)
Лекция 5
Христианство: конец религии?
Современная библеистика видит множество черт преемственности и сходства между учением Иисуса и иудаизмом эпохи Второго Храма. Но столь же явственно выступают и моменты контраста между проповедью Иисуса и иудейской религией. Более того, многие религиоведы и философы религии говорят даже не о контрасте между проповедью Иисуса и иудейской религией времен Иисуса, а о контрасте между проповедью Иисуса и религией как таковой: «Христианство как конец религии». Что означает такая формулировка? Насколько она оправдана?
19 августа в 19:30 (Пн)
Программа
Лекция 1
Страдающая древность: жертвоприношение Исаака
Крупнейшие мыслители Европы обращались с ужасом или восхищением к истории о том, как Авраам собирался принести собственного сына в жертву Богу. Но для человека того времени поразительным было скорее не то, что Авраам собрался принести сына в жертву Богу, — а то, что Бог эту жертву не стал принимать. Какую функцию выполняет эта история в Библии? Как вообще осмысляет Библия проблему человеческого страдания?
15 июля в 19:30 (Пн)
Лекция 2
Начало Бытия: творение мира
Библия начинается рассказом о творении мира. Точнее, двумя рассказами, которые, отчасти противореча, отчасти дополняя друг друга, задают всей последующей истории мира как бы «двойное освещение». Мы поговорим о структуре этих рассказов, об их внутренней логике, о параллелях, которые есть в мире древнего Ближнего Востока, а также об интерпретации этих рассказов в последующих религиозных традициях.
22 июля в 19:30 (Пн)
Лекция 3
История праотцев: контрасты и краски библейского повествования
Мы вспомним историю библейских праотцев, от Адама до Моисея, и поговорим о том, как непривычная для нас смесь жанров — нарратив, генеалогия, ритуальные предписания, поэзия — делает чтение Ветхого Завета столь трудным для нас, но зато и придает ему неповторимый шарм. За различными рассказами Пятикнижия перед нами встанут разные традиции, разные авторы, разные видения мира.
5 августа в 19:30 (Пн)
Лекция 4
Становление монотеизма: Бог Библии и боги древнего Востока
В чем суть библейского монотеизма? Чем отличается религиозный мир Библии от религиозного мира соседних народов древнего Востока? Как, несмотря на многочисленные редактуры, библейский текст донес до нас память об архаическом образе божества и о постепенном становлении монотеизма в библейской традиции?
12 августа в 19:30 (Пн)
Лекция 5
Христианство: конец религии?
Современная библеистика видит множество черт преемственности и сходства между учением Иисуса и иудаизмом эпохи Второго Храма. Но столь же явственно выступают и моменты контраста между проповедью Иисуса и иудейской религией. Более того, многие религиоведы и философы религии говорят даже не о контрасте между проповедью Иисуса и иудейской религией времен Иисуса, а о контрасте между проповедью Иисуса и религией как таковой: «Христианство как конец религии». Что означает такая формулировка? Насколько она оправдана?
19 августа в 19:30 (Пн)
Курс можно подарить!
Все просто – нажмите
при оплате.
беру в подарок