Курс

С нами Босх

Художник в саду интерпретаций
лекции в записи
5 лекций
«Что хотел сказать автор»? В случае Иеронима Босха этот вопрос слишком часто остается без ответа. Суровый моралист, плоть от плоти Средневековья, и художник-экспериментатор, изобретатель форм, превративший церковный триптих в светскую картину, он легко заводит исследователей в тупик. Что мы знаем об этом человеке? Как сориентироваться в созданных им мирах? И, главное, как не потеряться в чаще гипотез и домыслов?
Автор и спикер
магистр Высшей школы социальных наук (Париж), медиевист, научный сотрудник РГГУ, лауреат премии «Просветитель» за книгу «Страдающее Средневековье», автор исследования «Между Христом и Антихристом. Поклонение волхвов Иеронима Босха», выпущенного издательством «Альпина НФ».
Михаил Майзульс
«Что хотел сказать автор»? В случае Иеронима Босха этот вопрос слишком часто остается без ответа. Суровый моралист, плоть от плоти Средневековья, и художник-экспериментатор, изобретатель форм, превративший церковный триптих в светскую картину, он легко заводит исследователей в тупик. Что мы знаем об этом человеке? Как сориентироваться в созданных им мирах? И, главное, как не потеряться в чаще гипотез и домыслов?
Автор и спикер
магистр Высшей школы социальных наук (Париж), медиевист, научный сотрудник РГГУ, лауреат премии «Просветитель» за книгу «Страдающее Средневековье», автор исследования «Между Христом и Антихристом. Поклонение волхвов Иеронима Босха», выпущенного издательством «Альпина НФ».
Михаил Майзульс
Лекции не требуют предварительной подготовки
Для кого
Как все проходит
Получите доступ к платформе hello.stradarium
Личный кабинет, где будет храниться курс. Доступ к платформе сразу после покупки.
Пользуйтесь записью и доп. материалами
• видеозапись лекции
• саммари, глоссарий и список дополнительной литературы к теме лекции
Задавайте вопросы куратору
Куратор всегда объяснит, поддержит, направит и посоветует
Обращайтесь к курсу, когда удобно
Доступ постоянный
Чему научитесь
Ориентироваться в изображениях, к которым у вас пока нет ключа.
Отделять факты от гипотез и спорить с теми, кто возводит теории на песке.
Смотреть на работы Босха глазами его современников.
1
3
2
Чему научитесь
Ориентироваться в изображениях, к которым у вас пока нет ключа.
Отделять факты от гипотез и спорить с теми, кто возводит теории на песке.
Смотреть на работы Босха глазами его современников.
1
3
2
Листайте влево
Программа
Программа
Лекция 1
Человек из Хертогенбоса
О Босхе мы знаем чрезвычайно мало и в то же время намного больше, чем о многих других художниках позднего Средневековья. В нем часто видят скептика-вольнодумца, адепта ереси адамитов, алхимика и астролога. Все это явно домыслы. Что же известно наверняка? Кем был странный мастер из брабантского города Хертогенбоса?
Лекция 2
Дьявол, отшельник и галлюцинации
Демоны искушают и истязают св. Антония. Со всех сторон египетского отшельника осаждает нечисть немыслимых форм. Босх — мастер инфернальных пейзажей, в которых реальность неразличимо сплетается с наваждением. Поговорим о том, как работало и чем подпитывалось его воображение: о книжных маргиналиях, нидерландских пословицах и медицинских трактатах.
Лекция 3
Антихрист остановился в Вифлееме?
До Босха тысячи средневековых мастеров изображали Поклонение волхвов. Но только у него в дверях вифлеемской хижины, в двух шагах от младенца Христа, появился зловещий персонаж, в котором историки чаще всего видят Сына погибели — Антихриста. Как Босх «взломал» привычный церковный сюжет, почему дары, принесенные юному богочеловеку, выглядят столь необычно, и бывает ли у средневековых изображений «двойное дно»?
Лекция 4
Жираф, земляника и сладострастие
Какая из работ Босха вызывает больше всего споров среди историков? Конечно, масштабный триптих, известный как «Сад земных наслаждений». Кто-то видит в нем обличение пороков плоти, кто-то, наоборот, образ безгрешной любви, мир, где не было грехопадения, а люди живут в гармонии друг с другом и с животными. Как получилось, что один образ открыт к прямо противоположным трактовкам? И мог ли Босх воспевать чувственность?
Лекция 5
Босх после Босха
Босх умер в 1516 г., но еще много десятилетий рынок Европы был наводнен картинами и гравюрами в его стиле. Его копировали, его экзотические образы разбирали на цитаты, работы других художников, вплоть до Брейгеля, подписывали его именем. «Босхиана» превратилась в настоящую индустрию.
Почему его инфернальные пейзажи и демоны-гибриды оказались настолько востребованы на заре Нового времени? И как получилось, что его странные образы собирали и протестанты, и ультра-католические короли Испании?
Лекция 1
Человек из Хертогенбоса
О Босхе мы знаем чрезвычайно мало и в то же время намного больше, чем о многих других художниках позднего Средневековья. В нем часто видят скептика-вольнодумца, адепта ереси адамитов, алхимика и астролога. Все это явно домыслы. Что же известно наверняка? Кем был странный мастер из брабантского города Хертогенбоса?
Лекция 2
Дьявол, отшельник и галлюцинации
Демоны искушают и истязают св. Антония. Со всех сторон египетского отшельника осаждает нечисть немыслимых форм. Босх — мастер инфернальных пейзажей, в которых реальность неразличимо сплетается с наваждением. Поговорим о том, как работало и чем подпитывалось его воображение: о книжных маргиналиях, нидерландских пословицах и медицинских трактатах.
Лекция 3
Антихрист остановился в Вифлееме?
До Босха тысячи средневековых мастеров изображали Поклонение волхвов. Но только у него в дверях вифлеемской хижины, в двух шагах от младенца Христа, появился зловещий персонаж, в котором историки чаще всего видят Сына погибели — Антихриста. Как Босх «взломал» привычный церковный сюжет, почему дары, принесенные юному богочеловеку, выглядят столь необычно, и бывает ли у средневековых изображений «двойное дно»?
Лекция 4
Жираф, земляника и сладострастие
Какая из работ Босха вызывает больше всего споров среди историков? Конечно, масштабный триптих, известный как «Сад земных наслаждений». Кто-то видит в нем обличение пороков плоти, кто-то, наоборот, образ безгрешной любви, мир, где не было грехопадения, а люди живут в гармонии друг с другом и с животными. Как получилось, что один образ открыт к прямо противоположным трактовкам? И мог ли Босх воспевать чувственность?
Лекция 5
Босх после Босха
Босх умер в 1516 г., но еще много десятилетий рынок Европы был наводнен картинами и гравюрами в его стиле. Его копировали, его экзотические образы разбирали на цитаты, работы других художников, вплоть до Брейгеля, подписывали его именем. «Босхиана» превратилась в настоящую индустрию.
Почему его инфернальные пейзажи и демоны-гибриды оказались настолько востребованы на заре Нового времени? И как получилось, что его странные образы собирали и протестанты, и ультра-католические короли Испании?
Страдающее Средневековье, 2023
По всем вопросам пишите hello@stradarium.ru или +7−906−570−11−43 (tg, whatsapp). Мы на связи с понедельника по пятницу 10−19 по МСК.
Мы есть во всех социальных сетях, даже если здесь показаны не все. Просто введите в поиск «Страдающее Средневековье».
Страдариум, 2023