Курс

С нами Босх

Художник в саду интерпретаций
старт: 21 ноября
5 лекций
«Что хотел сказать автор»? В случае Иеронима Босха этот вопрос слишком часто остается без ответа. Суровый моралист, плоть от плоти Средневековья, и художник-экспериментатор, изобретатель форм, превративший церковный триптих в светскую картину, он легко заводит исследователей в тупик. Что мы знаем об этом человеке? Как сориентироваться в созданных им мирах? И, главное, как не потеряться в чаще гипотез и домыслов?
Онлайн-лекции в Zoom, 5 занятий, по  понедельникам в 19:30 (МСК)
21 ноября 2022 г.
Лекции не требуют предварительной подготовки
Формат
Начало курса
Цена
Для кого
набор закрыт
«Что хотел сказать автор»? В случае Иеронима Босха этот вопрос слишком часто остается без ответа. Суровый моралист, плоть от плоти Средневековья, и художник-экспериментатор, изобретатель форм, превративший церковный триптих в светскую картину, он легко заводит исследователей в тупик. Что мы знаем об этом человеке? Как сориентироваться в созданных им мирах? И, главное, как не потеряться в чаще гипотез и домыслов?
Онлайн-лекции в Zoom, 5 занятий, по понедельникам в 19:30 (МСК)
21 ноября 2022 г.
Лекции не требуют предварительной подготовки
Формат
Начало курса
Цена
Для кого
набор закрыт
магистр Высшей школы социальных наук (Париж), медиевист, научный сотрудник РГГУ, лауреат премии «Просветитель» за книгу «Страдающее Средневековье», автор исследования «Между Христом и Антихристом. Поклонение волхвов Иеронима Босха», выпущенного издательством «Альпина НФ».

Михаил Майзульс
Автор и спикер
Михаил Майзульс
магистр Высшей школы социальных наук (Париж), медиевист, научный сотрудник РГГУ, лауреат премии «Просветитель» за книгу «Страдающее Средневековье», автор исследования «Между Христом и Антихристом. Поклонение волхвов Иеронима Босха», выпущенного издательством «Альпина НФ».
Автор и спикер
Как все проходит
Все проходит онлайн в Zoom, лекция длится 80 минут. Во время лекции вопросы можно задавать в чате, на них будет отвечать куратор курса, историк Алексей Изосимов.
Специально для курса мы создаем чат в Telegram, где можно общаться между лекциями, задавать вопросы куратору и лектору. Если не успеваете на лекцию, запись сохраняется и высылается вам на почту.
Чему научитесь
Ориентироваться в изображениях, к которым у вас пока нет ключа.
Отделять факты от гипотез и спорить с теми, кто возводит теории на песке.
Смотреть на работы Босха глазами его современников.
1
3
2
Чему научитесь
Ориентироваться в изображениях, к которым у вас пока нет ключа.
Отделять факты от гипотез и спорить с теми, кто возводит теории на песке.
Смотреть на работы Босха глазами его современников.
1
3
2
Листайте влево
Программа
Программа
Лекция 1
Человек из Хертогенбоса
О Босхе мы знаем чрезвычайно мало и в то же время намного больше, чем о многих других художниках позднего Средневековья. В нем часто видят скептика-вольнодумца, адепта ереси адамитов, алхимика и астролога. Все это явно домыслы. Что же известно наверняка? Кем был странный мастер из брабантского города Хертогенбоса?
21 ноября в 19:30 (Пн)
Лекция 2
Дьявол, отшельник и галлюцинации
Демоны искушают и истязают св. Антония. Со всех сторон египетского отшельника осаждает нечисть немыслимых форм. Босх — мастер инфернальных пейзажей, в которых реальность неразличимо сплетается с наваждением. Поговорим о том, как работало и чем подпитывалось его воображение: о книжных маргиналиях, нидерландских пословицах и медицинских трактатах.
28 ноября в 19:30 (Пн)
Лекция 3
Антихрист остановился в Вифлееме?
До Босха тысячи средневековых мастеров изображали Поклонение волхвов. Но только у него в дверях вифлеемской хижины, в двух шагах от младенца Христа, появился зловещий персонаж, в котором историки чаще всего видят Сына погибели — Антихриста. Как Босх «взломал» привычный церковный сюжет, почему дары, принесенные юному богочеловеку, выглядят столь необычно, и бывает ли у средневековых изображений «двойное дно»?
5 декабря в 19:30 (Пн)
Лекция 4
Жираф, земляника и сладострастие
Какая из работ Босха вызывает больше всего споров среди историков? Конечно, масштабный триптих, известный как «Сад земных наслаждений». Кто-то видит в нем обличение пороков плоти, кто-то, наоборот, образ безгрешной любви, мир, где не было грехопадения, а люди живут в гармонии друг с другом и с животными. Как получилось, что один образ открыт к прямо противоположным трактовкам? И мог ли Босх воспевать чувственность?
12 декабря в 19:30 (Пн)
Лекция 5
Босх после Босха
Босх умер в 1516 г., но еще много десятилетий рынок Европы был наводнен картинами и гравюрами в его стиле. Его копировали, его экзотические образы разбирали на цитаты, работы других художников, вплоть до Брейгеля, подписывали его именем. «Босхиана» превратилась в настоящую индустрию.
Почему его инфернальные пейзажи и демоны-гибриды оказались настолько востребованы на заре Нового времени? И как получилось, что его странные образы собирали и протестанты, и ультра-католические короли Испании?
19 декабря в 19:30 (Пн)
Лекция 1
Человек из Хертогенбоса
О Босхе мы знаем чрезвычайно мало и в то же время намного больше, чем о многих других художниках позднего Средневековья. В нем часто видят скептика-вольнодумца, адепта ереси адамитов, алхимика и астролога. Все это явно домыслы. Что же известно наверняка? Кем был странный мастер из брабантского города Хертогенбоса?
21 ноября в 19:30 (Пн)
Лекция 2
Дьявол, отшельник и галлюцинации
Демоны искушают и истязают св. Антония. Со всех сторон египетского отшельника осаждает нечисть немыслимых форм. Босх — мастер инфернальных пейзажей, в которых реальность неразличимо сплетается с наваждением. Поговорим о том, как работало и чем подпитывалось его воображение: о книжных маргиналиях, нидерландских пословицах и медицинских трактатах.
28 ноября в 19:30 (Пн)
Лекция 3
Антихрист остановился в Вифлееме?
До Босха тысячи средневековых мастеров изображали Поклонение волхвов. Но только у него в дверях вифлеемской хижины, в двух шагах от младенца Христа, появился зловещий персонаж, в котором историки чаще всего видят Сына погибели — Антихриста. Как Босх «взломал» привычный церковный сюжет, почему дары, принесенные юному богочеловеку, выглядят столь необычно, и бывает ли у средневековых изображений «двойное дно»?
5 декабря в 19:30 (Пн)
Лекция 4
Жираф, земляника и сладострастие
Какая из работ Босха вызывает больше всего споров среди историков? Конечно, масштабный триптих, известный как «Сад земных наслаждений». Кто-то видит в нем обличение пороков плоти, кто-то, наоборот, образ безгрешной любви, мир, где не было грехопадения, а люди живут в гармонии друг с другом и с животными. Как получилось, что один образ открыт к прямо противоположным трактовкам? И мог ли Босх воспевать чувственность?
12 декабря в 19:30 (Пн)
Лекция 5
Босх после Босха
Босх умер в 1516 г., но еще много десятилетий рынок Европы был наводнен картинами и гравюрами в его стиле. Его копировали, его экзотические образы разбирали на цитаты, работы других художников, вплоть до Брейгеля, подписывали его именем. «Босхиана» превратилась в настоящую индустрию.
Почему его инфернальные пейзажи и демоны-гибриды оказались настолько востребованы на заре Нового времени? И как получилось, что его странные образы собирали и протестанты, и ультра-католические короли Испании?
19 декабря в 19:30 (Пн)
Записаться на цикл лекций
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с Политикой обработки данных и принимаете Пользовательское соглашение
набор закрыт
Стоимость курса
Страдающее Средневековье, 2022
Страдариум, 2022
Мы есть во всех социальных сетях, даже если здесь показаны не все. Просто введите в поиск «Страдающее Средневековье»
По всем вопросам пишите hello@stradarium.ru или +7-968-527-32-93 (tg, whatsapp)
Click to order
Остался последний шаг. После успешной оплаты вам придет сообщение на почту
Total: 
Email
Телефон
Payment method
Если вдруг оплата не проходит, напишите hello@stradarium.ru. Если хотите оплатить с ИП или ООО, то тоже пишите на почту.