лекции в записи
5 лекций

Загадочные монстры

Курс

в европейской литературе XIX века
Автор и спикер
Алексей Вдовин
историк литературы, PhD, доцент ВШЭ и мастер Creative Writing School. Автор 3 книг и более 80 статей о русской и европейской литературах XIX века
Мефистофель, Франкенштейн, Вий, Дракула — все эти загадочные существа порождены воображением XIX века. Как их появление связано с научно-техническим прогрессом, мистикой, человеческим страхом перед будущим? Мы узнаем, как на самом деле нужно понимать самые страшные тексты европейской классики.
Как все проходит
Получите доступ к платформе hello.stradarium
Пользуйтесь записью и доп. материалами
Задавайте вопросы куратору
Обращайтесь к курсу, когда удобно
Личный кабинет, где будет храниться курс. Доступ к платформе сразу после покупки.
• видеозапись лекции
• саммари, глоссарий и список дополнительной литературы к теме лекции
Куратор всегда объяснит, поддержит, направит и посоветует
Доступ постоянный
Важно!
Курс в записи в формате вебинаров с поддержкой куратора. Начните смотреть прямо сейчас. Каждая лекция длится минимум 80 минут.
Чему научитесь
Видеть в монстрах не только монстров, но отражение общества, культуры, политики.
Разбираться в том, какие человеческие страхи стоят за теми или иными чудовищами.
Не бояться монстров, а получать удовольствие от нового прочтения культовых произведений.
1
3
2
Чему научитесь
Видеть в монстрах не только монстров, но отражение общества, культуры, политики.
Разбираться в том, какие человеческие страхи стоят за теми или иными чудовищами.
Не бояться монстров, а получать удовольствие от нового прочтения культовых произведений.
1
3
2
Листайте влево
Программа
Программа
Лекция 1
Революция в мире монстров
Великие и ужасные чудовища европейской литературы начались с Мефистофеля и гомункула. «Фауст» Гете задал тренды на 200 лет вперед. Как Мефистофель связан с французской революцией, а гомункул — с научными экспериментами самого Гете? И почему для литературного монстра так важно быть полу- или недо-человеком?
Лекция 2
«Мой сводный брат Франкенштейн»
Роман Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей» (1818) подарил миру одного из самых популярных монстров. Синтез готического и философского романов о границах научного познания. Но это на поверхности. В глубине – исследование индивидуализма и Эго. Обсудим, почему существо убивает всю семью своего отца-создателя Виктора Франкенштейна.
Лекция 3
Наши русские монстры
Кажется, что русская литература не породила ни одного чудовища, сопоставимого с Дракулой. И да, и нет. Просто монстры были иного типа. Почему это так, мы поговорим на примере гоголевского Вия и тургеневской «вампирши» Элис. Технологическая отсталость Российской империи привела к дефициту монстров. Они гнездились в другой сфере — фольклоре и чиновничьей бюрократии.
Лекция 4
Городская готика конца XIX столетия
Монстры едут в мегаполис. Бурное развитие естественных наук и технологий в Британии и ее имперский колониализм — новая волна монстров в 1880—1890е годы. Почему монстры из далеких замков и швейцарских гор релоцируются на Пикадилли и в лондонское метро? Без понимания социального и научного контекста нельзя понять явление главного монстра того времени — графа Дракулы.
Лекция 5
Дракула, который всегда с тобой
Большинство знает Дракулу по экранизациям. Но важно помнить сам культовый роман Б. Стокера. Он до сих пор может нас удивить. Поговорим о сюжете и концепции романа, чтобы понять, почему в романе так много намеков на Россию и Восточную Европу, зачем Дракула назван «дегенератом» и почему героям во главе с доктором Ван Хельсингом удается одолеть монстра и спасти человечества от порабощения.
Лекция 1
Революция в мире монстров
Великие и ужасные чудовища европейской литературы начались с Мефистофеля и гомункула. «Фауст» Гете задал тренды на 200 лет вперед. Как Мефистофель связан с французской революцией, а гомункул — с научными экспериментами самого Гете? И почему для литературного монстра так важно быть полу- или недо-человеком?
Лекция 2
«Мой сводный брат Франкенштейн»
Роман Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей» (1818) подарил миру одного из самых популярных монстров. Синтез готического и философского романов о границах научного познания. Но это на поверхности. В глубине — исследование индивидуализма и Эго. Обсудим, почему существо убивает всю семью своего отца-создателя Виктора Франкенштейна.
Лекция 3
Наши русские монстры
Кажется, что русская литература не породила ни одного чудовища, сопоставимого с Дракулой. И да, и нет. Просто монстры были иного типа. Почему это так, мы поговорим на примере гоголевского Вия и тургеневской «вампирши» Элис. Технологическая отсталость Российской империи привела к дефициту монстров. Они гнездились в другой сфере — фольклоре и чиновничьей бюрократии.
Лекция 4
Городская готика конца XIX столетия
Монстры едут в мегаполис. Бурное развитие естественных наук и технологий в Британии и ее имперский колониализм — новая волна монстров в 1880—1890е годы. Почему монстры из далеких замков и швейцарских гор релоцируются на Пикадилли и в лондонское метро? Без понимания социального и научного контекста нельзя понять явление главного монстра того времени — графа Дракулы.
Лекция 5
Дракула, который всегда с тобой
Большинство знает Дракулу по экранизациям. Но важно помнить сам культовый роман Б. Стокера. Он до сих пор может нас удивить. Поговорим о сюжете и концепции романа, чтобы понять, почему в романе так много намеков на Россию и Восточную Европу, зачем Дракула назван «дегенератом» и почему героям во главе с доктором Ван Хельсингом удается одолеть монстра и спасти человечества от порабощения.
Курс можно подарить!
Все просто – нажмите
беру в подарок
при оплате.
Страдающее Средневековье, 2023
По всем вопросам пишите hello@stradarium.ru или +7−906−570−11−43 (tg, whatsapp). Мы на связи с понедельника по пятницу 10−19 по МСК.
Мы есть во всех социальных сетях, даже если здесь показаны не все. Просто введите в поиск «Страдающее Средневековье».
Страдариум, 2023