видеокурс
7 лекций

Музыка

Курс

Средневековья и Возрождения

Автор и спикер
Анна Виленская
лектор, музыковед, автор подкастов и статей о музыке. Самый медийный музыковед русскоязычного пространства, исследует связи старинной академической и современной эстрадной музыки.
Это курс из семи лекций о том, как композиторы добаховской эпохи писали музыку, записывали ее и что хотели выразить с её помощью. Лекции состоят из подробного разбора музыки, музыкальных техник, открытий и кратких портретов композиторов и музыкальных теоретиков.
Подробное описание
Описание с комическим прищуром
В курсе музыкальной литературы первым композитором обычно упоминается Бах. Как будто его принесли инопланетяне, а он сразу бах — и давай писать фуги и мессы. На самом деле в эпоху Средневековья и Возрождения люди писали много интересной музыки и придумывали аккорд, тональность и форму.
Пришла пора разобраться с этой большой музыкальной песочницей и самим в ней поиграть.
Про то, как мы старались
Для этого курса Анна и команда Страдариума создали больше ста иллюстраций, перерисовали старинные ноты так, чтобы вы их поняли и прочитали, сделали десяток мемов, благодаря которым вы точно запомните все персоналии. Это огромное исследование старинных текстов и партитур, которые Анна изучила, чтобы пересказать и объяснить вам понятно и захватывающе.
Форма цикла
Цикл драматургически цельный. Нить повествования идет из первой лекции в последнюю. Все детективные зацепки, которые мы будем находить в средневековье, приведут нас к определенным последствиям в современной музыке. Для того, чтобы проследить музыкальную эволюцию, мы будем изучать и григорианские хоралы, и музыку из аниме, и песни Radiohead.
Про уникальность информации
Многое из того, что Анна рассказывает в курсе, крайне тяжело найти в открытых источниках. Если вы не собираетесь изучать Большую Книгу Органумов Нотр-Дама, специфическую музыковедческую литературу, строгий стиль и невменное письмо,
но при этом хотите основательно залезть в голову композиторам Средневековья, то курс вам подойдет.
Про редкость информации
При исследовании материала для курса Анну больше всего интересовало, кто и когда все придумал: ноты, палочки у ноты, трезвучие, музыкальный размер, слова «мажор» и «минор». Пришлось покопаться, но почти все ответы были найдены. После курса вы сможете хвастаться новыми знаниями даже профессорам консерватории — не все они знают то, что узнаете вы.
Важно — это видеокурс, снятый в студии. Каждая лекция длится около часа, доступ сразу.
Лекции не требуют предварительной подготовки
Для кого
Как все проходит
Получите доступ к платформе hello.stradarium
Пользуйтесь записью и доп. материалами
Обращайтесь к курсу, когда удобно
Личный кабинет, где будет храниться курс. Доступ к платформе сразу после покупки.
• видеозапись лекции
• саммари, глоссарий и тесты для самопроверки к теме лекции
Доступ постоянный
Понимать, как происходит музыкальная эволюция и как композиторы придумывают что-то новое.
Разберетесь в том, как были устроены «ритуалы насилия» и лучше поймете современные «войны» вокруг памятников
Слушать средневековую музыку и слышать в ней интересное, трогательное и изобретательное.
1
3
2
Чему научитесь
Чему научитесь
Понимать, как происходит музыкальная эволюция и как композиторы придумывают что-то новое.
Листайте влево
Писать музыку в старинном стиле, если вы знаете ноты — все примеры мы будем разбирать так, что потом можно будет повторить самому.
Слушать средневековую музыку и слышать в ней интересное, трогательное и изобретательное.
1
3
2
Программа
Лекция 1
Музыка без нот и композиторов
Народная музыка существовала всегда и сопровождала ритуалы, праздники, рутину. Но для того, чтобы появилась классическая музыка, нужно было, чтобы люди нарушили правило ритуала. Так и случилось. Чтобы разобраться, в какой момент случился «большой взрыв», разберемся с тем, что такое григорианский хорал и как священники распевали священные тексты, если у них не было нот. Заодно познакомимся с музыкой Хильдегарды Бингенской.
Лекция 2
Органум и первое хулиганство
В этой лекции поговорим о том, как люди изобретали двухголосие, музыкальный размер и ноты. Каждое из этих изобретений стоило человечеству нескольких десятилетий и каждое было большим хулиганством. Также посмотрим, насколько правдиво средневековую музыку имитировали Карл Орф и создатели аниме «Тетрадь Смерти».
Лекция 3
Физика, звук и развитие музыки
Поговорим о том, как на музыку повлияли возможности старинных инструментов, почему параллельные квинты были запрещены, что пела бы группа ABBA, оказавшись в средневековой Италии, и как изобретение палочек у нот внесло путаницу в то, какой буквой обозначать ноту Си. Чтобы распутать клубок противоречивых сведений, обратимся к Пифагору, который объяснит нам с помощью физики, как происходила эволюция музыки.
Лекция 4
Аккорды, которые мы потеряли навсегда
Пришло время поговорить о средневековой музыке в таверне Скайрима и в заставке к «Игре Престолов». Чтобы понять, насколько она средневековая, изучим музыку Ландини и группы Radiohead. Будем изучать модальную гармонию и разбираться с тем, как настройщик рояля слышит биения звука — это поможет нам понять, что боялись потерять в музыке люди эпохи Возрождения, и что они (спойлер) все-таки потеряли.
Лекция 5
Математика в старинной музыке
Попробуем вместе сочинить музыку по правилам полифонии строгого стиля и объяснять, как она это делает. Придется разобраться с тем, что такое контрапункт, как писать канон и чем прославились Орландо Лассо и Джованни Палестрина. После того, как вы разберетесь, как они писали музыку, вы гарантированно будете слушать только полифонию строгого стиля целый месяц. В конце поговорим про человека, который впервые в истории описал аккорд, и о том, как человечество этот аккорд изобрело.
Программа
Лекция 6
Чем слух людей эпохи Возрождения отличался от нашего
Кажется, что мажор и минор были с человечеством всегда. Но момент, когда Джозеффо Царлино описал их, стал трагическим для человечества. Поговорим о том, как одна нота в Ми-мажоре стала для людей Возрождения символом смерти, и как эта ситуация связана со спорами вокруг настройки клавесина.
Лекция 7
Назад в будущее
Все, что было придумано в эпохи Средневековья и Возрождения, использовалось композиторами барокко. Чтобы проверить себя, найдем все, что мы изучили, в музыке Баха и Скарлатти, а также немного заглянем в будущее — туда, где уже вовсю бытовала классическая музыка, рождение и становление которой мы только что проследили.
Лекция 1
Музыка без нот и композиторов
Народная музыка существовала всегда и сопровождала ритуалы, праздники, рутину. Но для того, чтобы появилась классическая музыка, нужно было, чтобы люди нарушили правило ритуала. Так и случилось. Чтобы разобраться, в какой момент случился «большой взрыв», разберемся с тем, что такое григорианский хорал и как священники распевали священные тексты, если у них не было нот. Заодно познакомимся с музыкой Хильдегарды Бингенской.
Лекция 2
Органум и первое хулиганство
В этой лекции поговорим о том, как люди изобретали двухголосие, музыкальный размер и ноты. Каждое из этих изобретений стоило человечеству нескольких десятилетий и каждое было большим хулиганством. Также посмотрим, насколько правдиво средневековую музыку имитировали Карл Орф и создатели аниме «Тетрадь Смерти».
Лекция 3
Физика, звук и развитие музыки
Поговорим о том, как на музыку повлияли возможности старинных инструментов, почему параллельные квинты были запрещены, что пела бы группа ABBA, оказавшись в средневековой Италии, и как изобретение палочек у нот внесло путаницу в то, какой буквой обозначать ноту Си. Чтобы распутать клубок противоречивых сведений, обратимся к Пифагору, который объяснит нам с помощью физики, как происходила эволюция музыки.
Лекция 4
Аккорды, которые мы потеряли навсегда
Пришло время поговорить о средневековой музыке в таверне Скайрима и в заставке к «Игре Престолов». Чтобы понять, насколько она средневековая, изучим музыку Ландини и группы Radiohead. Будем изучать модальную гармонию и разбираться с тем, как настройщик рояля слышит биения звука — это поможет нам понять, что боялись потерять в музыке люди эпохи Возрождения, и что они (спойлер) все-таки потеряли.
Лекция 5
Математика в старинной музыке
Попробуем вместе сочинить. В этой лекции Аня будет сочинять музыку по правилам полифонии строгого стиля и объяснять, как она это делает. Придется разобраться с тем, что такое контрапункт, как писать канон и чем прославились Орландо Лассо и Джованни Палестрина. После того, как вы разберетесь, как они писали музыку, вы гарантированно будете слушать только полифонию строгого стиля целый месяц. В конце поговорим про человека, который впервые в истории описал аккорд, и о том, как человечество этот аккорд изобрело.
Лекция 6
Чем слух людей эпохи Возрождения отличался от нашего
Кажется, что мажор и минор были с человечеством всегда. Но момент, когда Джозеффо Царлино описал их, стал трагическим для человечества. Поговорим о том, как одна нота в Ми-мажоре стала для людей Возрождения символом смерти, и как эта ситуация связана со спорами вокруг настройки клавесина.
Лекция 7
Назад в будущее
Все, что было придумано в эпохи Средневековья и Возрождения, использовалось композиторами барокко. Чтобы проверить себя, найдем все, что мы изучили, в музыке Баха и Скарлатти, а также немного заглянем в будущее — туда, где уже вовсю бытовала классическая музыка, рождение и становление которой мы только что проследили.
Курс можно подарить!
Все просто – нажмите
при оплате.
беру в подарок