Музыка без нот и композиторов
Народная музыка существовала всегда и сопровождала ритуалы, праздники, рутину. Но для того, чтобы появилась классическая музыка, нужно было, чтобы люди нарушили правило ритуала. Так и случилось. Чтобы разобраться, в какой момент случился «большой взрыв», разберемся с тем, что такое григорианский хорал и как священники распевали священные тексты, если у них не было нот. Заодно познакомимся с музыкой Хильдегарды Бингенской.
Органум и первое хулиганство
В этой лекции поговорим о том, как люди изобретали двухголосие, музыкальный размер и ноты. Каждое из этих изобретений стоило человечеству нескольких десятилетий и каждое было большим хулиганством. Также посмотрим, насколько правдиво средневековую музыку имитировали Карл Орф и создатели аниме «Тетрадь Смерти».
Физика, звук и развитие музыки
Поговорим о том, как на музыку повлияли возможности старинных инструментов, почему параллельные квинты были запрещены, что пела бы группа ABBA, оказавшись в средневековой Италии, и как изобретение палочек у нот внесло путаницу в то, какой буквой обозначать ноту Си. Чтобы распутать клубок противоречивых сведений, обратимся к Пифагору, который объяснит нам с помощью физики, как происходила эволюция музыки.
Аккорды, которые мы потеряли навсегда
Пришло время поговорить о средневековой музыке в таверне Скайрима и в заставке к «Игре Престолов». Чтобы понять, насколько она средневековая, изучим музыку Ландини и группы Radiohead. Будем изучать модальную гармонию и разбираться с тем, как настройщик рояля слышит биения звука — это поможет нам понять, что боялись потерять в музыке люди эпохи Возрождения, и что они (спойлер) все-таки потеряли.
Математика в старинной музыке
Попробуем вместе сочинить музыку по правилам полифонии строгого стиля и объяснять, как она это делает. Придется разобраться с тем, что такое контрапункт, как писать канон и чем прославились Орландо Лассо и Джованни Палестрина. После того, как вы разберетесь, как они писали музыку, вы гарантированно будете слушать только полифонию строгого стиля целый месяц. В конце поговорим про человека, который впервые в истории описал аккорд, и о том, как человечество этот аккорд изобрело.
Чем слух людей эпохи Возрождения отличался от нашего
Кажется, что мажор и минор были с человечеством всегда. Но момент, когда Джозеффо Царлино описал их, стал трагическим для человечества. Поговорим о том, как одна нота в Ми-мажоре стала для людей Возрождения символом смерти, и как эта ситуация связана со спорами вокруг настройки клавесина.
Все, что было придумано в эпохи Средневековья и Возрождения, использовалось композиторами барокко. Чтобы проверить себя, найдем все, что мы изучили, в музыке Баха и Скарлатти, а также немного заглянем в будущее — туда, где уже вовсю бытовала классическая музыка, рождение и становление которой мы только что проследили.