старт: 13 ноября
7 занятий

Ридинг-группа

Теории современного искусства

Автор и спикер
Лера Конончук
культуролог, старший научный сотрудник «ГЭС-2», аспирантка Школы искусства и дизайна ВШЭ. Ведет курсы и читает лекции по теориям современного искусства, занимается эпистемологией искусства и историей постсоветских художественных практик.
Сложно представить теоретические взгляды на искусство, которые не вызывали бы споров. В рамках ридинг-группы мы обсудим пары контрастных понятий по нескольким ключевым вопросам в теории и истории искусства. Искусство должно слиться с жизнью или быть автономным? Приветствовать или осуждать взаимопроницаемость искусства и массовой культуры? С какими формами знания сегодня работает искусство? Можно ли говорить о «‎конце искусства»‎ и, если можно, то в каком смысле?
Как все проходит
Все проходит онлайн в Zoom, обсуждение длится 90 минут. На каждой встрече обсуждаются и сравниваются заранее прочитанные тексты. Особое внимание уделяется критически важным фрагментам.
Запись после лекции появится в вашем личном кабинете на следующий день. Доступ к записям постоянный.
Понимать, какие противоречивые идеи формируют сознание художников и их зрителей и какие импульсы дают искусству сегодня
Аргументировать свои художественные симпатии и антипатии, основываясь не на заранее заданных догмах, а на конкретных текстах
Воспринимать современное искусство как открытое поле для дискуссии
1
3
2
Чему научитесь
Чему научитесь
Понимать, какие противоречивые идеи формируют сознание художников и их зрителей и какие импульсы дают искусству сегодня
Листайте влево
Аргументировать свои художественные симпатии и антипатии, основываясь не на заранее заданных догмах, а на конкретных текстах
Воспринимать современное искусство как открытое поле для дискуссии
1
3
2
Программа
Занятие 1
Искусство на службе или на свободе?
Читаем тексты Бориса Арватова, апологета «‎производственного искусства»‎, и Клемента Гринберга, ‎«‎крестного отца» абстрактного экспрессионизма:
13 ноября в 19:30 МСК (Ср)
Занятие 2
Искусство и культурная индустрия
Теодор Адорно и Вальтер Беньямин: два непохожих взгляда представителей Франкфуртской школы на влияние массовой культуры на искусство, политику и эстетику.
20 ноября в 19:30 МСК (Ср)

Занятие 3

Что хотел сказать…?
Рассмотрим фигуру автора в контексте его предполагаемой «смерти» — а значит отказа от авторской «подписи», анонимизации и переноса акцента в произведении на зрительское восприятие — и обратной тенденции: превращения автора в цель художественного процесса — само художественное произведение.
27 ноября в 19:30 МСК (Ср)
Занятие 4
Концептуализм и его критика
Обсудим программный текст Джозефа Кошута «‎Искусство после философии»‎ и разберем критику американского концептуализма со стороны Бенджамина Бухло.
4 декабря в 19:30 МСК (Ср)
Занятие 5
Художник как этнограф и художник как историк
Рассмотрим тексты Хэла Фостера и Марка Годфри, касающиеся работы художников в поле гуманитарного знания, и попытаемся ответить на вопрос, способно ли искусство производить знание в целом, и если да — что это за знание?
11 декабря в 19:30 МСК (Ср)
Программа
Встреча строится на разборе текстов:
  • Борис Арватов. Станковое искусство / Искусство и производство. Сборник статей. М., 2018 C. 67–99.
  • Клемент Гринберг. Модернистская живопись. 8 стр.
Встреча строится на разборе текстов:
  • Вальтер Беньямин. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе.
  • Теодор Адорно. Эстетическая теория. М., 2001 С. 28–31, 52–54.
  • Макс Хоркхаймер, Теодор Адорно. Культурная индустрия. Просвещение как способ обмана масс. М., 2016. С. 9-59.
Встреча строится на разборе текстов:
  • Ролан Барт. Смерть автора
  • Борис Гройс. Политика самодизайна. «Художественный журнал», № 83, 2011. 6 стр.
Встреча строится на разборе текстов:
  • Джозеф Кошут. Искусство после философии. 15 стр.
  • Бенджамин Бухло. Ханс Хааке: память и инструментальный разум. / Неоавангард и культурная индустрия. Статьи о европейском и американском искусстве 1955−1975 годов. М., 2016. С. 245−282.
Встреча строится на разборе текстов:
  • Хэл Фостер, Художник как этнограф. 10 стр.
  • Марк Годфри. Художник как историк. М.: V–A–C Press, 2021. C. 5-83 (мини-издание).
Занятие 6
Рассуждения о «‎конце искусства»
Два текста в рамке теорий «конца искусства»: Хэл Фостер с обзором таких теорий (и попыткой их оспорить) и Кети Чухров с версией конца конца.
18 декабря в 19:30 МСК (Ср)
Встреча строится на разборе текстов:
  • Хэл Фостер. Похороны подставного тела. 7 стр.
  • Кети Чухров. Зло, избыток, власть: три медиума искусства. «Художественный журнал» № 119, 2021. 12 стр.
Занятие 7
Финальное обсуждение
Вспоминаем прочитанное через серию мини-докладов (по желанию)
25 декабря в 19:30 МСК (Ср)
Занятие 1
Искусство на службе или на свободе?
Читаем тексты Бориса Арватова, апологета «‎производственного искусства»‎, и Клемента Гринберга, ‎крестного отца» абстрактного экспрессионизма:
8 ноября в 19:30 МСК (Ср)
Занятие 2
Искусство и культурная индустрия
Теодор Адорно и Вальтер Беньямин: два непохожих взгляда представителей Франкфуртской школы на влияние массовой культуры на искусство, политику и эстетику.
22 ноября в 19:30 МСК (Ср)
Занятие 3
Что хотел сказать…?
Рассмотрим фигуру автора в контексте его предполагаемой «смерти» — а значит отказа от авторской «подписи», анонимизации и переноса акцента в произведении на зрительское восприятие — и обратной тенденции: превращения автора в цель художественного процесса — само художественное произведение.
27 ноября в 19:30 МСК (Ср)
Занятие 4
Концептуализм и его критика
Обсудим программный текст Джозефа Кошута «‎Искусство после философии» и разберем критику американского концептуализма со стороны Бенджамина Бухло.
6 декабря в 19:30 МСК (Ср)
Занятие 5
Художник как этнограф и художник как историк
Рассмотрим тексты Хэла Фостера и Марка Годфри, касающиеся работы художников в поле гуманитарного знания, и попытаемся ответить на вопрос, способно ли искусство производить знание в целом, и если да — что это за знание?
13 декабря в 19:30 МСК (Ср)
Встреча строится на разборе текстов:
  • Борис Арватов. Станковое искусство / Искусство и производство. Сборник статей. М., 2018 C. 67−99.
  • Клемент Гринберг. Модернистская живопись. 8 стр.
Встреча строится на разборе текстов:
  • Вальтер Беньямин. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. М., 1996.
  • Теодор Адорно. Эстетическая теория. М., 2001 С. 28−31, 52−54.
  • Макс Хоркхаймер, Теодор Адорно. Культурная индустрия. Просвещение как способ обмана масс. М., 2016. С. 9−59.
Встреча строится на разборе текстов:
  • Ролан Барт. Смерть автора. М., 1994. С. 384−391.
  • Борис Гройс. Политика самодизайна. «Художественный журнал», № 83, 2011. 6 стр.
Встреча строится на разборе текстов:
  • Джозеф Кошут. Искусство после философии. 15 стр.
  • Бенджамин Бухло. Ханс Хааке: память и инструментальный разум. / Неоавангард и культурная индустрия. Статьи о европейском и американском искусстве 1955−1975 годов. М., 2016. С. 245−282.
Встреча строится на разборе текстов:
  • Хэл Фостер. Художник как этнограф. 10 стр.
  • Марк Годфри. Художник как историк. М.: V–A–C Press, 2021. C. 5−83 (мини-издание).
Занятие 6
Рассуждения о «‎конце искусства»‎
Два текста в рамке теорий «конца искусства»: Хэл Фостер с обзором таких теорий (и попыткой их оспорить) и Кети Чухров с версией конца конца.
20 декабря в 19:30 МСК (Ср)
Встреча строится на разборе текстов:
  • Хэл Фостер. Похороны подставного тела. «Художественный журнал» № 64б 2007. 7 стр.
  • Кети Чухров. Зло, избыток, власть: три медиума искусства. «Художественный журнал» № 119, 2021. 12 стр.
Занятие 7
Финальное обсуждение
Вспоминаем прочитанное через серию мини-докладов (по желанию)
27 декабря в 19:30 МСК (Ср)
Курс можно оплатить Долями или в рассрочку от Т-Банка без переплат
При оплате выберите подходящий вариант (только российские карты)
Курс можно подарить!
Все просто – нажмите
при оплате.
беру в подарок