старт: 16 сентября
практический курс

Искусство медленного

Курс

чтения

Автор и спикер
Галина Юзефович
литературный критик, преподаватель. Ведущая подкастов «Книжный базар» и «Закладка», ютуб-канала «Юзефович»
Читать можно по-разному — быстро и поверхностно, выхватывая лишь самый очевидный слой, или медленно и глубоко, погружаясь в детали и «выжимая‎»‎ из текста максимум. Оба режима чтения имеют свои достоинства и недостатки. Но если первым так или иначе владеют все, то второй требует специальных навыков — именно им и посвящен наш курс.
Прохождение курса не требует предварительной подготовки.
Для кого
От автора
Читать — это как дышать. Или нет? Техническому чтению нас учат в детстве. Однако текст — особенно литературный — всегда скрывает в себе много слоев. Композиция, аллюзии, контекст, философия…
Анализируя все это, мы учимся не только по-настоящему понимать прочитанное, но и вообще критически осмыслять входящую информацию. И этот навык применим далеко за пределами собственно чтения.
Что такое практический курс в Страдариуме?
Фокус на практике
Обратная связь
Небольшая группа
После каждой вводной лекции о конкретной книге вас ждут 3 семинара, где вы сможете:

1. подробно разобрать обсуждаемую книгу
2. проанализировать текст с разных ракурсов
3. написать мини-эссе и получить индивидуальную обратную связь (по желанию)
Во время семинаров у вас будет возможность получить подробную обратную связь от автора и куратора курса, а также от соучеников. Кроме того, на все заданные вами вопросы после лекции или в чате будут даны развернутые ответы.
На курсе ограниченное количество мест. Основная работа на семинарах проходит в небольших группах.
Как проходят встречи
5 лекций
12 семинаров
Чат
Все проходит онлайн в Zoom, лекция длится 80 минут. Во время лекции можно и нужно задавать вопросы, на них будут отвечать автор и куратор курса.
На семинаре обучение продолжается через Zoom, но иногда добавляется взаимодействие с преподавателем и друг другом в Miro. Для выполнения некоторых заданий студенты разбиваются на минигруппы.
Специально для курса мы создаем чат в Telegram, где можно общаться между лекциями, задавать вопросы куратору и лектору. Если не успеваете на лекцию или семинар, запись сохраняется и высылается вам на почту.
теория
80 минут
практика
80-90 минут
обсуждение
между занятиями
Видеть в тексте разные смысловые слои, считывать культурные аллюзии и параллели
Понимать целеполагание, идеи и ключевые тезисы автора
Анализировать структуру текста и различать лежащие в ее основе модели сторителлинга
1
3
2
Чему научитесь
Отделять эмоциональную оценку текста от его анализа
4
Различать в прочитанном литературные и общекультурные аллюзии
5
Понимать место произведения в культуре и литературе, оценивать его влияние на последующие художественные течения
6
Чему научитесь
Видеть в тексте разные смысловые слои, считывать культурные аллюзии и параллели
Листайте влево
Понимать целеполагание, идеи и ключевые тезисы автора
Анализировать структуру текста и различать лежащие в ее основе модели сторителлинга
1
3
2
Отделять эмоциональную оценку текста от его анализа
4
Различать в прочитанном литературные и общекультурные аллюзии
5
Понимать место произведения в культуре и литературе, оценивать его влияние на последующие художественные течения
6
Программа
Вводная лекция
Как мы читаем?
Какие режимы чтения существуют, и как адптировать их к конкретной книге и к конкретным задачам? Какие принципы и методы лежат в основе анализа текста, и почему важно отделять эмоциональную оценку от интеллектуального разбора? Как различить в тексте культурные аллюзии и отсылки? Почему важно видеть модели сторителлинга, которые использует автор, и понимать его общее целеполагание? На первой лекции мы обсудим все это и подскажем, как эффективно выстроить дальнейшую работу на курсе.
Видеолекция, доступна сразу
Блок 1
Книга: Умберто Эко. Имя розы
Лекция: «Имя розы» — один из ключевых текстов постмодерна, оказавший колоссальное влияние на последующую литературную традицию. Как он был написан, в чем его принципиальная новизна и из каких структурных элементов он собран?
лекция: 16 сентября в 19:30 по МСК (Пн)
Блок 2
Донна Тартт. Тайная история
Лекция: Роман Донны Тартт «Тайная история» породил огромную волну подражаний и стал одной из самых обсуждаемых книг последних десятилетий. Что же сделало «Тайную историю» объектом столь устойчивого культа? Обсудим связь между биографией писательницы и ее романом, узнаем, какие интеллектуальные тенденции легли в его основу, а какие были впоследствии им сформированы.
лекция: 14 октября в 19:30 по МСК (Пн)
Блок 3
Антония Байетт. Обладать
Лекция: В 1990 году «Обладать» Антонии Байетт получил престижную Букеровскую премию, и с тех пор негласно считается эталоном букеровского романа и библией романа «филологического». На лекции мы поговорим о тех факторах, которые обеспечили ему успех у современников и столь долгую славу. Поговорим о том, как связаны персональный и литературный опыт писательницы, и на какую традицию опирается «Обладать».
лекция: 11 ноября в 19:30 по МСК (Пн)
Блок 4
Виктор Пелевин. Путешествие в Элевсин
Лекция: «Путешествие в Элевсин» (2023 год) завершает трилогию, начатую сборником рассказов «Transhumanism Inc.» и продолженную романом «КГБТ+». На лекции мы обсудим, какое место эта книга Виктора Пелевина занимает в творчестве писателя, к каким привычным для себя темам он в ней обращается, а что возникает впервые.
лекция: 9 декабря в 19:30 по МСК (Пн)
Программа
семинар 1: 23 сентября в 19:30 по МСК (Пн)
семинар 2: 30 сентября в 19:30 по МСК (Пн)
семинар 1: 21 октября в 19:30 по МСК (Пн)
семинар 3: 4 ноября в 19:30 по МСК (Пн)
семинар 1: 18 ноября в 19:30 по МСК (Пн)
семинар 2: 25 ноября в 19:30 по МСК (Пн)
семинар 1: 16 декабря в 19:30 по МСК (Пн)
семинар 2: 23 декабря в 19:30 по МСК (Пн)
Семинар 1: Отсылки, аллюзии, влияние
Семинар 2: Концепция, композиция, стиль
Семинар 3: Эмоциональная рефлексия
Семинар 1: Отсылки, аллюзии, влияние
Семинар 2: Концепция, композиция, стиль
Семинар 3: Эмоциональная рефлексия
Семинар 1: Отсылки, аллюзии, влияние
Семинар 2: Концепция, композиция, стиль
Семинар 3: Эмоциональная рефлексия
Семинар 1: Отсылки, аллюзии, влияние
Семинар 2: Концепция, композиция, стиль
Семинар 3: Эмоциональная рефлексия
семинар 3: 7 октября в 19:30 по МСК (Пн)
семинар 2: 28 ноября в 19:30 по МСК (Пн)
семинар 3: 2 декабря в 19:30 по МСК (Пн)
семинар 3: 13 января в 19:30 по МСК (Пн)
  1. Религия, философия и политика в «Имени розы». Отсылки к средневековым текстам и жанрам.
  2. Монастырская жизнь, быт и нравы в книге Умберто Эко.
  3. «Имя розы» в контексте популярных жанров (детектив, готический роман и т. д.)
  4. Влияние романа Эко на последующую литературную традицию.
Семинар 1: Отсылки, аллюзии, влияние
  1. Характерные черты эстетики постмодерна в «Имени розы».
  2. Ключевые локусы романа и организация пространства.
  3. Стилизация как прием: на чем основаны язык и повествовательная манера романа. Смысл названия.
  4. Общая структура нарратива и опорные точки сюжета.
Семинар 2: Концепция, композиция, стиль
  1. Какие чувства у нас вызывает описание эпохи? Как оно соотносится с нашими представлениями/ожиданиями?
  2. Как мы воспринимаем стиль романа? Какие его элементы вызвали у нас затруднения, и как это повлияло на общее впечатление?
  3. Герои и их ценности — кому мы сопереживаем и почему?
  4. «Имя розы» — «важная книга»? Насколько справедлива кк современная оценка?
Семинар 3: Эмоциональная рефлексия
Завершит семинар общая рефлексия того, как анализ и разбор модифицировали (если модифицировали) наше изначальное эмоциональное восприятие.
Дополнительная литература:
Умберто Эко. Записки на полях «Имени розы».
  1. Античные мотивы в романе Донны Тартт. Смысл названия.
  2. Русская литература в «Тайной истории»: связь с Владимиром Набоковым и Федором Достоевским.
  3. Роман Тартт в контексте детективного и психологического жанров: традиция и новация.
  4. Университетский роман как источник и «темная академия» как порождение «Тайной истории».
Семинар 1: Отсылки, аллюзии, влияние
  1. Система персонажей в романе, их арки и функции.
  2. Кампус как ключевой локус: принципы организации пространства в «Тайной истории».
  3. Общая структура нарратива, устойчивые паттерны и опорные точки сюжета.
  4. Философия и ключевые тезисы романа.
Семинар 2: Концепция, композиция, стиль
  1. Категории «избранности» и «отверженности» в романе Донны Тартт: герои, их ценности, и какие чувства они у нас вызывают?
  2. Культурные аллюзии в романе: насколько они важны для понимания? Вызвали ли они у нас затруднения в процессе чтения, и как это повлияло на общее впечатление?
  3. Мистика и логика: как можно описать их соотношение в книге Тартт? Насколько уместно их сочетание?
  4. «Тайная история» и ее культ: как мы оцениваем влияние романа Донны Тартт на последующую литературу? Насколько обоснован культовый статус романа.
Семинар 3: Эмоциональная рефлексия
Завершит семинар общая рефлексия того, как анализ и разбор модифицировали (если модифицировали) наше изначальное эмоциональное восприятие.
  1. Викторианская эпоха в романе: быт, нравы, детали.
  2. Герои и прототипы: викторианская литература в зеркале романа Антонии Байетт.
  3. Современная гуманитарная наука в «Обладать»: институты и типы карьеры.
  4. Эпиграфы в романе: их происхождение и смысл.
Семинар 1: Отсылки, аллюзии, влияние
  1. «Чужой текст» в романе: типы, особенности, предназначение.
  2. Общая структура нарратива и опорные точки сюжета. Смысл названия.
  3. Прошлое vs настоящее: как соотносятся между собой две любовные линии (система зеркал в романе).
  4. «Обладать» в контексте популярных жанров: детектив, любовный роман и др.
Семинар 2: Концепция, композиция, стиль
  1. Герои и их ценности: какие эмоции они у нас вызывают? Какой тип любовных отношений из тех, что описаны в романе, кажется нам наиболее естественным и привлекательным?
  2. Вставки «чужого текста», стилизация, отсылки, филологизм: как они влияют на общее впечатление?
  3. Какие чувства у нас вызывает описание викторианской эпохи у Байетт? Соответствует ли оно нашим представлениям / ожиданиям?
  4. Антония Байетт и ее читатель: насколько универсален роман «Обладать»? Кому он в первую очередь адресован? Есть ли люди, которым, как вы считаете, он противопоказан?
Семинар 3: Эмоциональная рефлексия
Завершит семинар общая рефлексия того, как анализ и разбор модифицировали (если модифицировали) наше изначальное эмоциональное восприятие.
  1. Античные мотивы и сюжеты в «Путешествии в Элевсин».
  2. Популярная культура в романе Пелевина.
  3. Музыка, музыкальные отсылки и их роль в романе.
  4. Актуальные аллюзии и политические намеки в «Путешествии в Элевсин».
Семинар 1: Отсылки, аллюзии, влияние
  1. Главные идеи романа: что нового и что характерного для творчества Виктора Пелевина мы в нем видим?
  2. Структура и типы юмора в романе.
  3. Общая структура нарратива и опорные точки сюжета.
  4. Система персонажей: маски, люди, алгоритмы.
Семинар 2: Концепция, композиция, стиль
  1. «Над схваткой»: насколько этичен сегодня безоценочный подход к происходящему, который практикует Пелевин?
  2. Пелевин как «старая песня о главном»: повторяется ли писатель? И если да, то насколько это приемлемо/неуместно?
  3. Пелевин как сатирик: смешно ли он шутит?
  4. «Главный писатель наших дней» или «дутая величина»: как вам кажется, насколько оправдан культовый статус Пелевина в России?
Семинар 3: Эмоциональная рефлексия
Завершит семинар общая рефлексия того, как анализ и разбор модифицировали (если модифицировали) наше изначальное эмоциональное восприятие.
Вводная лекция
Как мы читаем?
Какие режимы чтения существуют, и как адптировать их к конкретной книге и к конкретным задачам? Какие принципы и методы лежат в основе анализа текста, и почему важно отделять эмоциональную оценку от интеллектуального разбора? Как различить в тексте культурные аллюзии и отсылки? Почему важно видеть модели сторителлинга, которые использует автор, и понимать его общее целеполагание? На первой лекции мы обсудим все это и подскажем, как эффективно выстроить дальнейшую работу на курсе.
предзаписанная лекция
Блок 1
Книга: Умберто Эко. Имя розы
Лекция: «Имя розы» — один из ключевых текстов постмодерна, оказавший колоссальное влияние на последующую литературную традицию. Как он был написан, в чем его принципиальная новизна и из каких структурных элементов он собран?
лекция: 16 сентября в 19:30 по МСК (Пн)
Блок 2
Донна Тартт. Тайная история
Лекция: Роман Донны Тартт «Тайная история» породил огромную волну подражаний и стал одной из самых обсуждаемых книг последних десятилетий. Что же сделало «Тайную историю» объектом столь устойчивого культа? Обсудим связь между биографией писательницы и ее романом, узнаем, какие интеллектуальные тенденции легли в его основу, а какие были впоследствии им сформированы.
лекция: 14 октября в 19:30 по МСК (Пн)
Блок 3
Антония Байетт. Обладать
Лекция: В 1990 году «Обладать» Антонии Байетт получил престижную Букеровскую премию, и с тех пор негласно считается эталоном букеровского романа и библией романа «филологического». На лекции мы поговорим о тех факторах, которые обеспечили ему успех у современников и столь долгую славу. Поговорим о том, как связаны персональный и литературный опыт писательницы, и на какую традицию опирается «Обладать».
лекция: 11 ноября в 19:30 по МСК (Пн)
Блок 4
Виктор Пелевин. Путешествие в Элевсин
Лекция: «Путешествие в Элевсин» (2023 год) завершает трилогию, начатую сборником рассказов «Transhumanism Inc.» и продолженную романом «КГБТ+». На лекции мы обсудим, какое место эта книга Виктора Пелевина занимает в творчестве писателя, к каким привычным для себя темам он в ней обращается, а что возникает впервые.
лекция: 9 декабря в 19:30 по МСК (Пн)
семинар 1: 23 сентября в 19:30 по МСК (Пн)
семинар 2: 30 сентября в 19:30 по МСК (Пн)
семинар 1: 21 октября в 19:30 по МСК (Пн)
семинар 2: 28 октября в 19:30 по МСК (Пн)
семинар 1: 18 ноября в 19:30 по МСК (Пн)
семинар 2: 25 ноября в 19:30 по МСК (Пн)
семинар 1: 16 декабря в 19:30 по МСК (Пн)
семинар 2: 23 декабря в 19:30 по МСК (Пн)
Семинар 1: Отсылки, аллюзии, влияние
Семинар 2: Концепция, композиция, стиль
Семинар 3: Эмоциональная рефлексия
Семинар 1: Отсылки, аллюзии, влияние
Семинар 2: Концепция, композиция, стиль
Семинар 3: Эмоциональная рефлексия
Семинар 1: Отсылки, аллюзии, влияние
Семинар 2: Концепция, композиция, стиль
Семинар 3: Эмоциональная рефлексия
Семинар 1: Отсылки, аллюзии, влияние
Семинар 2: Концепция, композиция, стиль
Семинар 3: Эмоциональная рефлексия
семинар 3: 7 октября в 19:30 по МСК (Пн)
семинар 3: 4 ноября в 19:30 по МСК (Пн)
семинар 3: 2 декабря в 19:30 по МСК (Пн)
семинар 3: 13 января в 19:30 по МСК (Пн)
Курс можно оплатить  в рассрочку от Т-Банка без переплат
При оплате выберите подходящий вариант (только российские карты)
Курс можно подарить!
Все просто – нажмите
при оплате.
беру в подарок