старт: 19 февраля
практический курс

Искусство медленного

Курс

чтения

Автор и спикер
Галина Юзефович
литературный критик, преподаватель. Ведущая подкастов «Книжный базар» и «Закладка», ютуб-канала «Юзефович»
Читать можно по-разному — быстро и поверхностно, выхватывая лишь самый очевидный слой, или медленно и глубоко, погружаясь в детали и «выжимая‎»‎ из текста максимум. Оба режима чтения имеют свои достоинства и недостатки. Но если первым так или иначе владеют все, то второй требует специальных навыков — именно им и посвящен наш курс.
Прохождение курса не требует предварительной подготовки.
Для кого
От автора
Читать — это как дышать. Или нет? Техническому чтению нас учат в детстве. Однако текст — особенно литературный — всегда скрывает в себе много слоев. Композиция, аллюзии, контекст, философия…
Анализируя все это, мы учимся не только по-настоящему понимать прочитанное, но и вообще критически осмыслять входящую информацию. И этот навык применим далеко за пределами собственно чтения.
Что такое практический курс в Страдариуме?
Фокус на практике
Обратная связь
Небольшая группа
После каждой вводной лекции о конкретной книге вас ждут 3 семинара, где вы сможете:

1. подробно разобрать обсуждаемую книгу
2. проанализировать текст с разных ракурсов
3. написать мини-эссе и получить индивидуальную обратную связь (по желанию)
Во время семинаров у вас будет возможность получить подробную обратную связь от автора и куратора курса, а также от соучеников. Кроме того, на все заданные вами вопросы после лекции или в чате будут даны развернутые ответы.
На курсе ограниченное количество мест. Основная работа на семинарах проходит в небольших группах.
Как проходят встречи
5 лекций
12 семинаров
Чат
Все проходит онлайн в Zoom, лекция длится 80 минут. Во время лекции можно и нужно задавать вопросы, на них будут отвечать автор и куратор курса.
На семинаре обучение продолжается через Zoom, но иногда добавляется взаимодействие с преподавателем и друг другом в Miro. Для выполнения некоторых заданий студенты разбиваются на минигруппы.
Специально для курса мы создаем чат в Telegram, где можно общаться между лекциями, задавать вопросы куратору и лектору. Если не успеваете на лекцию или семинар, запись сохраняется и высылается вам на почту.
теория
80 минут
практика
80-90 минут
обсуждение
между занятиями
Видеть в тексте разные смысловые слои, считывать культурные аллюзии и параллели
Понимать целеполагание, идеи и ключевые тезисы автора
Анализировать структуру текста и различать лежащие в ее основе модели сторителлинга
1
3
2
Чему научитесь
Отделять эмоциональную оценку текста от его анализа
4
Различать в прочитанном литературные и общекультурные аллюзии
5
Понимать место произведения в культуре и литературе, оценивать его влияние на последующие художественные течения
6
Чему научитесь
Видеть в тексте разные смысловые слои, считывать культурные аллюзии и параллели
Листайте влево
Понимать целеполагание, идеи и ключевые тезисы автора
Анализировать структуру текста и различать лежащие в ее основе модели сторителлинга
1
3
2
Отделять эмоциональную оценку текста от его анализа
4
Различать в прочитанном литературные и общекультурные аллюзии
5
Понимать место произведения в культуре и литературе, оценивать его влияние на последующие художественные течения
6
Программа
Вводная лекция
Как мы читаем?
Какие режимы чтения существуют, и как адптировать их к конкретной книге и к конкретным задачам? Какие принципы и методы лежат в основе анализа текста, и почему важно отделять эмоциональную оценку от интеллектуального разбора? Как различить в тексте культурные аллюзии и отсылки? Почему важно видеть модели сторителлинга, которые использует автор, и понимать его общее целеполагание? На первой лекции мы обсудим все это и подскажем, как эффективно выстроить дальнейшую работу на курсе.
Видеолекция, доступна сразу
Блок 1
Эмили Бронте. Грозовой перевал
Создательница «Грозового перевала» умерла, не дожив до 31 года, но ее единственный дошедший до нас роман без малого двести лет остается одним из самых влиятельных текстов в английской литературе. Как он был написан, какой исторический контекст на него повлиял, в чем его новаторство? Обсудим, как викторианская эпоха отразилась в романе, как биография автора определила сеттинг и характеры, и в чем уникальность «Грозового перевала».
лекция: 19 февраля в 19:30 по МСК (Ср)
Блок 2
Чарльз Диккенс. Большие надежды
«Большие надежды» — предпоследний и один из лучших романов Диккенса. Как обычно, писатель балансирует на грани тонкого лиризма и социальной критики, а автобиографичную историю взросления «упаковывает» в почти детективную оболочку. Поговорим о том, какие исторические события нашли отражение в романе, какие аспекты общественной жизни он исследует, как выстраивает интригу и как воздействует на эмоции читателя.
лекция: 19 марта в 19:30 по МСК (Ср)
Блок 3
Джон Фаулз. Женщина французского лейтенанта
Роман Джона Фаулза сформировал неовикторианский канон, предложив осмысление ключевого для британской культуры периода с позиции современности. Чем «Женщина французского лейтенанта» заслужила свой культовый статус? В чем отличие неовикторианского текста от собственно викторианского? Какие проблемы своего времени Фаулз осмысляет? Какие новаторские приемы использует? Эти вопросы мы разберем на лекции.
лекция: 16 апреля в 19:30 по МСК (Ср)
Блок 4
Элеанор Каттон. Светила
Роман Элеанор Каттон, получивший Букеровскую премию в 2013 году, переносит читателя в Новую Зеландию середины XIX века. Мы поговорим о системе управления британскими колониями, а также о традициях колониальной прозы, которым наследуют и с которыми полемизируют «Светила». Кроме того, на примере романа Каттон, мы рассмотрим тенденции в неовикторианской прозе последних лет.
лекция: 14 мая в 19:30 по МСК (Ср)
Программа
семинар 1: 26 февраля в 19:30 по МСК (Ср)
семинар 2: 5 марта в 19:30 по МСК (Ср)
семинар 1: 26 марта в 19:30 по МСК (Ср)
семинар 3: 9 апреля в 19:30 по МСК (Ср)
семинар 1: 23 апреля в 19:30 по МСК (Ср)
семинар 2: 30 апреля в 19:30 по МСК (Ср)
семинар 1: 21 мая в 19:30 по МСК (Ср)
семинар 2: 28 мая в 19:30 по МСК (Ср)
Семинар 1: Взгляд снаружи: контекст, эпоха, влияние
Семинар 2: Взгляд изнутри: концепция, композиция, стиль
Семинар 3: Эмоциональная рефлексия
Семинар 1: Взгляд снаружи: экономика, общество, семья
Семинар 2: Взгляд изнутри: Концепция, композиция, стиль
Семинар 3: Эмоциональная рефлексия
Семинар 1: Взгляд снаружи: контекст, общество, мораль
Семинар 2: Взгляд изнутри: Концепция, композиция, стиль
Семинар 3: Эмоциональная рефлексия
Семинар 1: Взгляд снаружи: колониальное правление и колониальная проза
Семинар 2: Концепция, композиция, стиль
Семинар 3: Эмоциональная рефлексия
семинар 3: 12 марта в 19:30 по МСК (Ср)
семинар 2: 2 апреля в 19:30 по МСК (Ср)
семинар 3: 7 мая в 19:30 по МСК (Ср)
семинар 3: 4 июня в 19:30 по МСК (Ср)
  1. Викторианская эпоха: экономика, семья, быт
  2. Образование, духовная и интеллектуальная жизнь викторианской эпохи и ее отражение в романе
  3. Семья Бронте и ее роль в литературе
  4. Что повлияло на «Грозовой перевал», на что повлиял «Грозовой перевал». Место романа Эмили Бронте в истории литературы
Семинар 1: Взгляд снаружи: контекст, эпоха, влияние
  1. Композиция романа, система рассказчиков и их голоса
  2. Сеттинг как персонаж: ключевые локусы романа
  3. Типажи и герои: система персонажей и их арки
  4. Готика, романтика, бытописательство: как сосуществуют разные слои в романе
Семинар 2: Взгляд изнутри: концепция, композиция, стиль
  1. Какие чувства у нас вызывает описание эпохи? Как оно соотносится с нашими представлениями/ожиданиями?
  2. Герои и их ценности — кому мы сопереживаем и почему?
  3. Атмосфера и общее настроение романа: как мы его оцениваем?
  4. Как читали роман современники, как его читаем мы: сходства и различия
Семинар 3: Эмоциональная рефлексия
Завершит семинар общая рефлексия того, как анализ и разбор модифицировали (если модифицировали) наше изначальное эмоциональное восприятие
  1. «Социальные язвы»: какие проблемы своего времени фиксирует Диккенс?
  2. Общественная стратификация, семья и собственность в романе
  3. Биография Диккенса и ее преломление в «Больших надеждах»
  4. Что повлияло на «Большие надежды», на что повлияли они: место романа Диккенса в истории литературы
Семинар 1: Взгляд снаружи: экономика, общество, семья
  1. Смех и драма: стилистические контрасты в романе Диккенса
  2. Система персонажей и особенности повествования от первого лица. Как меняются герои по мере взросления?
  3. Общая структура нарратива и его опорные точки
  4. Ключевые локусы романа и их смысл
Семинар 2: Взгляд изнутри: Концепция, композиция, стиль
  1. Герои и их ценности: кому из персонажей мы сопереживаем и почему?
  2. Социальные условности и устройство общества в викторианскую эпоху: какие чувства они у нас вызывают?
  3. Любовная линия в романе: почему все сложилось таким образом и что, как нам кажется, ждет главных героев в будущем?
  4. Как читали роман современники, как его читаем мы: сходства и различия
Семинар 3: Эмоциональная рефлексия
Завершит семинар общая рефлексия того, как анализ и разбор модифицировали (если модифицировали) наше изначальное эмоциональное восприятие
  1. Женщина и ее социальные роли в викторианскую эпоху
  2. Титул и собственность: способы социальной стратификации
  3. Наука и религия: как викторианская эпоха преодолевает противоречие между ними?
  4. Взгляд сквозь время: что нового в неовикторианской литературе по сравнению с собственно викторианской? Как автор осмысляет разделяющий их промежуток?
Семинар 1: Взгляд снаружи: контекст, общество, мораль
  1. Метапроза и стилистическая игра: элементы постмодерна в романе Джона Фаулза
  2. Всезнающий рассказчик: как выстроено повествование в романе Фаулза?
  3. Система концовок: зачем они нужны и можно ли определить, какая «правильная»?
  4. Роман о прошлом или роман о настоящем? Что в «Женщине французского лейтенанта» можно интерпретировать как анахронизм, и какие культурные и общественные тенденции 1960-х нашли в нем свое отражение?
Семинар 2: Взгляд изнутри: Концепция, композиция, стиль
  1. Манипуляторы и жертвы: кому из героев мы сочувствуем и почему?
  2. Финал романа — какие эмоции он у нас вызывает?
  3. Мужское и женское в романе — трогает ли нас романтическая линия?
  4. Викторианство vs неовикторианство — на чьей мы стороне в этом диалоге?
Семинар 3: Эмоциональная рефлексия
Завершит семинар общая рефлексия того, как анализ и разбор модифицировали (если модифицировали) наше изначальное эмоциональное восприятие
  1. Колониальная политика Великобритании в 1860-е годы на примере Новой Зеландии
  2. Золотая лихорадка и создаваемый ею ландшафт: население, город, общественные отношения
  3. Колониальная проза XIX — начала ХХ века и «Светила» Элеанор Каттон: сходства и различия
  4. От Джона Фаулза к Элеанор Каттон: как изменился неовикторианский канон за 45 лет
Семинар 1: Взгляд снаружи: колониальное правление и колониальная проза
  1. Астрология как ключевая метафора: как она реализуется в тексте. Герои и их арки
  2. Система рассказчиков: особенности их голосов и разночтения в рассказах
  3. Общая структура нарратива и его опорные точки
  4. Приключенческая проза викторианской эпохи в зеркале неовикторианства и другие черты постмодерна в романе
Семинар 2: Концепция, композиция, стиль
  1. «Светила» — «сложный роман». Насколько справедлива подобная характеристика? Насколько эта «сложность» уместна и оправдана?
  2. Колониальный мир Новой Зеландии времен золотой лихорадки: какие чувства он у нас вызывает? Соответствует ли он нашим представлениям / ожиданиям?
  3. Роман для сердца или роман для ума: предполагают ли «Светила» эмпатию и сопереживание со стороны читателя?
  4. «Роман не для всех»: насколько универсален роман «Светила»? Кому он в первую очередь адресован? Есть ли люди, которым, как вы считаете, он противопоказан?
Семинар 3: Эмоциональная рефлексия
Завершит семинар общая рефлексия того, как анализ и разбор модифицировали (если модифицировали) наше изначальное эмоциональное восприятие
Вводная лекция
Как мы читаем?
Какие режимы чтения существуют, и как адптировать их к конкретной книге и к конкретным задачам? Какие принципы и методы лежат в основе анализа текста, и почему важно отделять эмоциональную оценку от интеллектуального разбора? Как различить в тексте культурные аллюзии и отсылки? Почему важно видеть модели сторителлинга, которые использует автор, и понимать его общее целеполагание? На первой лекции мы обсудим все это и подскажем, как эффективно выстроить дальнейшую работу на курсе.
предзаписанная лекция
Блок 1
Книга: Эмили Бронте. Грозовой перевал
Создательница «Грозового перевала» умерла, не дожив до 31 года, но ее единственный дошедший до нас роман без малого двести лет остается одним из самых влиятельных текстов в английской литературе. Как он был написан, какой исторический контекст на него повлиял, в чем его новаторство? Обсудим, как викторианская эпоха отразилась в романе, как биография автора определила сеттинг и характеры, и в чем уникальность «Грозового перевала».
лекция: 19 февраля в 19:30 по МСК (Вт)
Блок 2
Чарльз Диккенс. Большие надежды
«Большие надежды» — предпоследний и один из лучших романов Диккенса. Как обычно, писатель балансирует на грани тонкого лиризма и социальной критики, а автобиографичную историю взросления «упаковывает» в почти детективную оболочку. Поговорим о том, какие исторические события нашли отражение в романе, какие аспекты общественной жизни он исследует, как выстраивает интригу и как воздействует на эмоции читателя.
лекция: 19 марта в 19:30 по МСК (Вт)
Блок 3
Джон Фаулз. Женщина французского лейтенанта
Роман Джона Фаулза сформировал неовикторианский канон, предложив осмысление ключевого для британской культуры периода с позиции современности. Чем «Женщина французского лейтенанта» заслужила свой культовый статус? В чем отличие неовикторианского текста от собственно викторианского? Какие проблемы своего времени Фаулз осмысляет? Какие новаторские приемы использует? Эти вопросы мы разберем на лекции.
лекция: 16 апреля в 19:30 по МСК (Вт)
Блок 4
Элеанор Каттон. Светила
Роман Элеанор Каттон, получивший Букеровскую премию в 2013 году, переносит читателя в Новую Зеландию середины XIX века. Мы поговорим о системе управления британскими колониями, а также о традициях колониальной прозы, которым наследуют и с которыми полемизируют «Светила». Кроме того, на примере романа Каттон, мы рассмотрим тенденции в неовикторианской прозе последних лет.
лекция: 14 мая в 19:30 по МСК (Вт)
семинар 1: 26 февраля в 19:30 по МСК (Вт)
семинар 2: 5 марта в 19:30 по МСК (Вт)
семинар 1: 26 марта в 19:30 по МСК (Вт)
семинар 2: 2 апреля в 19:30 по МСК (Вт)
семинар 1: 23 апреля в 19:30 по МСК (Вт)
семинар 2: 30 апреля в 19:30 по МСК (Вт)
семинар 1: 21 мая в 19:30 по МСК (Вт)
семинар 2: 28 мая в 19:30 по МСК (Вт)
Семинар 1: Взгляд снаружи: контекст, эпоха, влияние
Семинар 2: Взгляд изнутри: концепция, композиция, стиль
Семинар 3: Эмоциональная рефлексия
Семинар 1: Взгляд снаружи: экономика, общество, семья
Семинар 2: Взгляд изнутри: Концепция, композиция, стиль
Семинар 3: Эмоциональная рефлексия
Семинар 1: Взгляд снаружи: контекст, общество, мораль
Семинар 2: Взгляд изнутри: Концепция, композиция, стиль
Семинар 3: Эмоциональная рефлексия
Семинар 1: Взгляд снаружи: колониальное правление и колониальная проза
Семинар 2: Концепция, композиция, стиль
Семинар 3: Эмоциональная рефлексия
семинар 3: 12 марта в 19:30 по МСК (Вт)
семинар 3: 9 апреля в 19:30 по МСК (Вт)
семинар 3: 7 мая в 19:30 по МСК (Вт)
семинар 3: 4 июня в 19:30 по МСК (Вт)
Курс можно оплатить  в рассрочку от Т-Банка без переплат
При оплате выберите подходящий вариант (только российские карты)
Курс можно подарить!
Все просто – нажмите
при оплате.
беру в подарок