старт: 27 сентября
5 лекций

Социальная антропология:

Курс

открытия, изменившие мир

Автор и спикер
Александра Архипова
Социальный антрополог, приглашенный преподаватель Высшей нормальной школы, Париж, Франция. Ведет телеграм-канал (Не)занимательная антропология. Один из авторов книги «Опасные советские вещи: городские легенды и страхи в СССР»
Социальную антропологию (науку об эволюции общества) не преподают в
школах — и очень жаль! Но если бы ее преподавали, то что должен был бы
знать широкий круг людей? Этот курс о том, как стремление понять людей из
других культур ведет к пониманию себя, как изучение древних мифологий
связано с Голливудом, и почему, чтобы бороться с наркоторговцами, надо знать
их ритуалы. Поговорим о пяти самых известных открытиях в антропологии, которые связаны с мифами, ритуалами, деньгами и символическими границами. Привычные вещи откроются в новом свете.
*признана иностранным агентом
18+ НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ АРХИПОВОЙ АЛЕКСАНДРОЙ СЕРГЕЕВНОЙ, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА АРХИПОВОЙ АЛЕКСАНДРЫ СЕРГЕЕВНЫ
Лекции не требуют предварительной подготовки
Для кого
Как все проходит
Все проходит онлайн в Zoom, лекция длится 80 минут. Во время лекции вопросы можно задавать в чате, на них будет отвечать куратор курса, психолог Юрий Лапшин.
Специально для курса мы создаем чат в Telegram, где можно общаться между лекциями, задавать вопросы куратору и лектору. Если не успеваете на лекцию, запись сохраняется и высылается вам на почту.
Поймете, как в разных культурах, в том числе нашей, устроены ритуалы, объединяющие людей и мифологические представления, объясняющие мир
Узнаете о социальных законах, которые действуют в самых разных человеческих сообществах, а в придачу получите прекрасный набор веселых баек для общения на вечеринках
Познакомитесь с классическими
антропологическими исследованиями,
изменившими мир
1
3
2
Чему научитесь
Чему научитесь
Поймете, как в разных культурах, в том числе нашей, устроены ритуалы, объединяющие людей и мифологические представления, объясняющие мир
Листайте влево
Узнаете о социальных законах, которые действуют в самых разных человеческих сообществах, а в придачу получите прекрасный набор веселых баек для общения на шашлыках
Познакомитесь с классическими
антропологическими исследованиями,
изменившими мир
1
3
2
Программа
Лекция 1
Все относительно! — открытие социального релятивизма
Антропологи едут к далеким народам и изучают чуждые европейцам ценности, чтобы понять, что не существует единых нравственных законов. Представление о норме оказывается уникальным для каждой культуры (это и называется социальный релятивизм).

Это открытие приводит к неожиданным изменениям внутри европейской культуры, меняет отношение к мигрантам, привычным социальным институтам и даже к сексу.
27 сентября в 19:30 по МСК (Пт)
Лекция 2
Расскажи мне твой миф, и я скажу, кто ты
В школе нас учили, что мифы возникают случайным образом, когда первобытные невежественные люди пытались объяснить непонятные им явления природы.

Но только ли дело в этом? Почему мифологические истории из разных концов мира так похожи? Что такого важного есть в мифах, что люди воспроизводят их снова и снова. Почему мифология не умерла с появлением науки?
4 октября в 19:30 по МСК (Пт)
Лекция 3
Колдовство и коррупция:
как на самом деле работает магическое мышление
Нельзя убить соседа, пронзив иголкой сердце похожей на него куклы. С этим согласятся все. Но почему тогда магическое мышление до сих пор существует? Зачем оно нужно обществу? Зачем маркетологи и экономисты на полном серьезе изучают «законы» магии? И как устроена связь колдовства с коррупцией?

Поговорим о книге Э. Эванс-Притчарда «Колдовство, оракулы и магия у азанде» (1937), испытаем на себе действенность магических заклинаний.
11 октября в 19:30 по МСК (Пт)
Лекция 4
Дарообмен: как не оказаться съеденными чужаками, а превратить их в добрых соседей?
Многие из вас знают слова «обмыть» и «проставиться». Мы обмываем удачное приобретение, чувствуем необходимость поделиться с окружающими своей удачей и сгладить неловкость от возникшего неравенства. Тем самым мы вовлекаемся в дарообмен.

Социальный механизм дарообмена глубоко архаичен и повсеместно распространен. Откуда у нас это стремление?
18 октября в 19:30 по МСК (Пт)
Лекция 5
Как ритуалы делают из людей единое общество
Как правило, человек сначала замечает песчинку в глазах другого, а только потом — бревно в глазу у себя. Антропологи долго изучали экзотические ритуалы далеких племен, а потом обнаружили, что любое сообщество создает множество обрядов. Но почему люди нуждаются в коллективных ритуалах? Откуда берется подростковая инициация? Почему обряды инициации такие жестокие?
25 октября в 19:30 по МСК (Пт)
Программа
Обсуждаем книги:
  • Маргарет Мид «Взросление на Самоа» (1928)
  • Бронислава Малиновского «Секс и вытеснение в обществе дикарей» (1927)
  • Судхира Венкатеша «Главарь банды на день» (2008)
Обсуждаем книги:
  • Владимира Проппа «Морфология сказки» (1928)
  • Леви-Стросс «Структурная антропология» (1958)
  • Мэри Дуглас «Чистота и опасность» (1966)
  • Hortense Powdermaker «Hollywood: The Dream Factory, An Anthropologist Looks at the Movie Makers» (1951)
Обсуждаем:
  • книгу Марселя Мосса «Дар» (1925)
  • статью Джорджа Фостера «Ограниченное благо» (1965)
Обсуждаем книги:
  • Ардольда ван Геннера «Обряды перехода» (1909)
  • Виктора Тернера «Структура и антиструктура» (1965)
Лекция 1
Все относительно! — открытие социального релятивизма
Антропологи едут к далеким народам и изучают чуждые европейцам ценности, чтобы понять, что не существует единых нравственных законов. Представление о норме оказывается уникальным для каждой культуры (это и называется социальный релятивизм).

Это открытие приводит к неожиданным изменениям внутри европейской культуры, меняет отношение к мигрантам, привычным социальным институтам и даже к сексу.
27 сентября в 19:30 по МСК (Пт)
Лекция 2
Расскажи мне твой миф, и я скажу, кто ты
В школе нас учили, что мифы возникают случайным образом, когда первобытные невежественные люди пытались объяснить непонятные им явления природы.

Но только ли дело в этом? Почему мифологические истории из разных концов мира так похожи? Что такого важного есть в мифах, что люди воспроизводят их снова и снова. Почему мифология не умерла с появлением науки?
4 октября в 19:30 по МСК (Пт)
Лекция 3
Колдовство и коррупция:
как на самом деле работает магическое мышление
Нельзя убить соседа, пронзив иголкой сердце похожей на него куклы. С этим согласятся все. Но почему тогда магическое мышление до сих пор существует? Зачем оно нужно обществу? Зачем маркетологи и экономисты на полном серьезе изучают «законы» магии? И как устроена связь колдовства с коррупцией?

Поговорим о книге Э. Эванс-Притчарда «Колдовство, оракулы и магия у азанде» (1937), испытаем на себе действенность магических заклинаний.
11 октября в 19:30 по МСК (Пт)
Лекция 4
Дарообмен: как не оказаться съеденными чужаками, а превратить их в добрых соседей?
Многие из вас знают слова «обмыть» и «проставиться». Мы обмываем удачное приобретение, чувствуем необходимость поделиться с окружающими своей удачей и сгладить неловкость от возникшего неравенства. Тем самым мы вовлекаемся в дарообмен.

Социальный механизм дарообмена глубоко архаичен и повсеместно распространен. Откуда у нас это стремление?
18 октября в 19:30 по МСК (Пт)
Лекция 5
Как ритуалы делают из людей единое общество
Как правило, человек сначала замечает песчинку в глазах другого, а только потом — бревно в глазу у себя. Антропологи долго изучали экзотические ритуалы далеких племен, а потом обнаружили, что любое сообщество создает множество обрядов. Но почему люди нуждаются в коллективных ритуалах? Откуда берется подростковая инициация? Почему обряды инициации такие жестокие?
25 октября в 19:30 по МСК (Пт)
Обсуждаем книги:
  • Маргарет Мид «Взросление на Самоа» (1928)
  • Бронислава Малиновского «Секс и вытеснение в обществе дикарей» (1927)
  • Судхира Венкатеша «Главарь банды на день» (2008)
Обсуждаем книги:
  • Владимира Проппа «Морфология сказки» (1928)
  • Леви-Стросс «Структурная антропология» (1958)
  • Мэри Дуглас «Чистота и опасность» (1966)
  • Hortense Powdermaker «Hollywood: The Dream Factory, An Anthropologist Looks at the Movie Makers» (1951)
Обсуждаем книги:
  • Марселя Мосса «Дар» (1925)
  • статью Джорджа Фостера «Ограниченное благо» (1965)
Обсуждаем книги:
  • Ардольда ван Геннера «Обряды перехода» (1909)
  • Виктора Тернера «Структура и антиструктура» (1965)
Курс можно оплатить Долями или в рассрочку от Т-Банка без переплат
При оплате выберите подходящий вариант (только российские карты)
Курс можно подарить!
Все просто – нажмите
при оплате.
беру в подарок