лекции в записи
5 лекций

Краткая история иконоборчества в Средние века

Курс

Разбитые статуи.

Автор и спикер
Михаил Майзульс
историк-медиевист, старший научный сотрудник РГГУ, дважды лауреат премии «Просветитель» — за книги «Страдающее Средневековье: парадоксы христианской иконографии» и «Воображаемый враг. Иноверцы в средневековой иконографии».
Памятники возводят, памятники сносят. Иконам благоговейно молятся, иконы крушат топорами. Большинство религиозных и политических революций с древности сопровождалось поруганием, разрушением или даже ритуальной «казнью» изображений. Уничтожение — неизбежная изнанка почитания. Какую силу приписывали образам в Средние века и Новое время? Как о них спорили, почему так часто атаковали и как современное политическое иконоборчество связано с древним религиозным?
Лекции не требуют предварительной подготовки
Для кого
Как все проходит
Получите доступ к платформе hello.stradarium
Пользуйтесь записью и доп. материалами
Обращайтесь к курсу, когда удобно
Личный кабинет, где будет храниться курс. Доступ к платформе сразу после покупки.
• видеозапись лекции
• саммари, глоссарий и список дополнительной литературы к теме лекции
Доступ постоянный
Задавайте вопросы куратору
Куратор всегда объяснит, поддержит, направит и посоветует
Важно!
Курс в записи в формате вебинаров с поддержкой куратора. Начните смотреть прямо сейчас. Каждая лекция длится минимум 80 минут.
Познакомитесь с историей христианских споров о культе образов
Разберетесь в том, как были устроены «ритуалы насилия» и лучше поймете современные «войны» вокруг памятников
Научитесь читать историю (гибели) искусства в контексте конфликтов, которые разделяют общество
1
3
2
Чему научитесь
Чему научитесь
Познакомитесь с историей христианских споров о культе образов
Листайте влево
Разберетесь в том, как были устроены «ритуалы насилия» и лучше поймете современные «войны» вокруг памятников
Научитесь читать историю (гибели) искусства в контексте конфликтов, которые разделяют общество
1
3
2
Программа
Лекция 1
Иконоборчество, вандализм, цензура
Существует несколько слов, которыми чаще всего описывают намеренное повреждение или уничтожение изображений. Главные из них — «иконоборчество», «вандализм» и «цензура». Что за ними стоит, когда они появились и как сегодня ученые анализируют «войны» за образы, вокруг образов и против образов?
Лекция 2
Идолы и идолопоклонники
Свергая или уничтожая изображения, их обычно именовали «идолами». Это слово — ключ к долгой истории иконоборчества: и в период христианизации Римской империи, и позже в Византии, и в Европе времен Реформации. Оно проводит грань между образами, которые считались своими и чужими, истинными и не истинными, божественными и дьявольскими. Как в Средние века представляли и как изображали (древних) идолов? И как это понятие применялось в религиозных спорах?
Лекция 3
Одноглазая Мадонна и трехголовая Троица
Конфликты вокруг образов неизбежно приводят к ключевому вопросу: что можно изображать, а что — нет? Существовала ли в Средние века и раннее Новое время церковная цензура визуального? Создавали ли еретики (от катаров до гуситов) собственные изображения? И можно ли было «нейтрализовать» опасные и неверные образы, их не уничтожая?
Лекция 4
Перевернутые гербы и повешенные портреты
Атаки против изображений не всегда были мотивированы религиозной враждой. Их часто использовали, чтобы с помощью колдовства над фигуркой нанести вред сопернику, уничтожить репутацию рода, из которого вышел купец-мошенник или предатель коммуны, а также чтобы заочно «казнить» преступника, ускользнувшего от правосудия. Эти магические и юридические действа помогают лучше понять политическое иконоборчество Нового времени.
Лекция 5
Реформация и ритуалы насилия
В XVI в. западный мир утратил религиозное единство. По убеждению протестантов, Католическая церковь давно погрязла в идолопоклонстве. По Европе прокатилось несколько волн иконоборчества. Массовое насилие над «истуканами» часто следовало сложным сценариям, в которых огромную роль играла пародия. Как смех стал орудием десакрализации? И как похожие ритуалы в XVIII—XX вв. подхватили революционеры и антиклерикалы — борцы с любыми церквями?
Программа
Лекция 1
Иконоборчество, вандализм, цензура
Существует несколько слов, которыми чаще всего описывают намеренное повреждение или уничтожение изображений. Главные из них — «иконоборчество», «вандализм» и «цензура». Что за ними стоит, когда они появились и как сегодня ученые анализируют «войны» за образы, вокруг образов и против образов?
Лекция 2
Идолы и идолопоклонники
Свергая или уничтожая изображения, их обычно именовали «идолами». Это слово — ключ к долгой истории иконоборчества: и в период христианизации Римской империи, и позже в Византии, и в Европе времен Реформации. Оно проводит грань между образами, которые считались своими и чужими, истинными и не истинными, божественными и дьявольскими. Как в Средние века представляли и как изображали (древних) идолов? И как это понятие применялось в религиозных спорах?
Лекция 3
Одноглазая Мадонна и трехголовая Троица
Конфликты вокруг образов неизбежно приводят к ключевому вопросу: что можно изображать, а что — нет? Существовала ли в Средние века и раннее Новое время церковная цензура визуального? Создавали ли еретики (от катаров до гуситов) собственные изображения? И можно ли было «нейтрализовать» опасные и неверные образы, их не уничтожая?
Лекция 4
Перевернутые гербы и повешенные портреты
Атаки против изображений не всегда были мотивированы религиозной враждой. Их часто использовали, чтобы с помощью колдовства над фигуркой нанести вред сопернику, уничтожить репутацию рода, из которого вышел купец-мошенник или предатель коммуны, а также чтобы заочно «казнить» преступника, ускользнувшего от правосудия. Эти магические и юридические действа помогают лучше понять политическое иконоборчество Нового времени.
Лекция 5
Реформация и ритуалы насилия
В XVI в. западный мир утратил религиозное единство. По убеждению протестантов, Католическая церковь давно погрязла в идолопоклонстве. По Европе прокатилось несколько волн иконоборчества. Массовое насилие над «истуканами» часто следовало сложным сценариям, в которых огромную роль играла пародия. Как смех стал орудием десакрализации? И как похожие ритуалы в XVIII—XX вв. подхватили революционеры и антиклерикалы — борцы с любыми церквями?
Курс можно оплатить Долями или в рассрочку от Т-Банка без переплат
При оплате выберите подходящий вариант (только российские карты)
Курс можно подарить!
Все просто – нажмите
при оплате.
беру в подарок