видеокурс
6 лекций

как устроена и как работает вселенная Толкина

Курс

Воображаемое Средневековье
18+
Автор и спикер
Екатерина Шульман*
политолог, кандидат политических наук, преподаватель. Многолетний и внимательный читатель текстов Толкина
Курс посвящен миру Властелина колец, Хоббита, Сильмариллиона, Неоконченных сказаний, 12 томов Истории Средиземья и позднейших изданий — миру Арды, созданной лингвистом, филологом и писателем Джоном Рональдом Руэлом Толкином. С помощью аппарата и инструментария социальных наук политолог Екатерина Шульман анализирует устройство этой вселенной в ее развитии, цельности, внутренней логике и связи с биографией автора.
*признана иностранным агентом
18+ НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ШУЛЬМАН ЕКАТЕРИНОЙ МИХАЙЛОВНОЙ, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ШУЛЬМАН ЕКАТЕРИНЫ МИХАЙЛОВНЫ
Важно — это видеокурс, снятый в студии. Лекции длятся от 75 до 150 минут. Доступ сразу.
Лекции не требуют предварительной подготовки
Для кого
Иллюстрации Джона Рональда Роуэла Толкина
Как все проходит
Получите доступ к платформе hello.stradarium
Пользуйтесь записью и доп. материалами
Обращайтесь к курсу, когда удобно
Личный кабинет, где будет храниться курс. Доступ к платформе сразу после покупки.
• видеозапись лекции
• саммари, глоссарий и список дополнительной литературы к теме лекции
Доступ постоянный
Понимать произведения Толкина в их взаимосвязи как части общего целого, связанные внутренней логикой и замыслом
Видеть широкий исторический и литературный контекст, в котором рождалась и росла авторская вселенная, понимать, к каким событиям и текстам вне пределов Арды может отсылать читателя происходящее в ней
Понимать, на каких принципах строит автор свою работу и как созданный им мир развивается уже почти независимо от авторской воли
1
3
2
Чему научитесь
Чему научитесь
Понимать произведения Толкина в их взаимосвязи как части общего целого, связанные внутренней логикой и замыслом
Листайте влево
Видеть широкий исторический и литературный контекст, в котором рождалась и росла авторская вселенная, понимать, к каким событиям и текстам вне пределов Арды может отсылать читателя происходящее в ней
Понимать, на каких принципах строит автор свою работу и как созданный им мир развивается уже почти независимо от авторской воли
1
3
2
Программа
Лекция 1
Канон и апокриф в толкиновской вселенной: развитие Средиземья в биографии автора
Рассмотрим Джона Р. Р. Толкина как автора и личность, отмечая ключевые события для формирования этих двух его ипостасей. Рассмотрим связь творчества с личным опытом и зависимость судьбы текстов от научной и преподавательской деятельности автора. Почему сам Толкин писал, что не создает, а только открывает свою вселенную?
Лекция 2
Периодизация Арды: Прямой путь или Туда и обратно
Рассмотрим исторический процесс в Арде: Эпохи, этапы и события, сформировавшие мир Толкина. Поворотные точки, повторяющиеся паттерны, сердцевинные символы, образующие художественную и историческую гармонию этого мира. На менее возвышенном уровне, вы научитесь отличать одну эпоху от другой и понимать, как смена политических формаций отражается в изменении очертаний материков Арды.
Лекция 3
Ошибки Сил: сверхъестественное зло и реакция на него во вселенной Толкина
Постараемся рассказать, каким образом силы Арды пытаются ею управлять: политические принципы Валар и их эволюция, раскол мнений в Амане и его последствия. Невмешательство, изоляционизм, сдерживание, интервенция, протекционизм: четыре Эпохи замыслов, воплощений и неудач.
Лекция 4
Грехи народов: эльфы, люди, гномы и хоббиты
С одной стороны, события предопределены и подвержены влиянию рока, действующего метафизически. С другой, как Айнур, так и народы Средиземья обладают неотъемлемой свободой воли, которая и составляет их нравственную природу. Рассмотрим специфику каждого народа — их образ жизни, пороки и добродетели. Неизбежный и роковой вопрос: а что орки? Постараемся предложить и свой подход к этой неразрешимой проблеме.
Лекция 5
Идеальный правитель: путь Арагорна и возрождение Королевства людей
Обсудим что происходило после падения Нуменора: бывшие колонии, новые поселения, королевства изгнанников, эволюция и переосмысление нуменорского наследства, преемственность и разрыв с традицией в Гондоре и Арноре. Чему наследует наследник Исилдура? На каких исторических моделях основан образ и жизненный путь Арагорна, как он из безымянного Странника с темной репутацией превратился в мудрого правителя, которому удалось объединить северное и южное королевство.
Программа
Послесловие
Зачем нам сегодня Толкин?
Зачем читать литературные произведения вообще? Чему учит и что показывает нам Толкин, как помогает посмотреть на мир иначе (и нужно ли это)? Как выйти за пределы плоской дихотомии «‎повседневность или эскапизм» и подняться на следующий уровень обобщения — туда, где свет не заслонен облаками и где можно разглядеть Прямую Дорогу.
Лекция 1
Канон и апокриф в толкиновской вселенной: развитие Средиземья в биографии автора
Рассмотрим Джона Р. Р. Толкина как автора и личность, отмечая ключевые события для формирования этих двух его ипостасей. Рассмотрим связь творчества с личным опытом и зависимость судьбы текстов от научной и преподавательской деятельности автора. Почему сам Толкин писал, что не создает, а только открывает свою вселенную?
Лекция 2
Периодизация Арды: Прямой путь или Туда и обратно
Рассмотрим исторический процесс в Арде: Эпохи, этапы и события, сформировавшие мир Толкина. Поворотные точки, повторяющиеся паттерны, сердцевинные символы, образующие художественную и историческую гармонию этого мира. На менее возвышенном уровне, вы научитесь отличать одну эпоху от другой и понимать, как смена политических формаций отражается в изменении очертаний материков Арды.
Лекция 3
Ошибки Сил: сверхъестественное зло и реакция на него во вселенной Толкина
Постараемся рассказать, каким образом силы Арды пытаются ею управлять: политические принципы Валар и их эволюция, раскол мнений в Амане и его последствия. Невмешательство, изоляционизм, сдерживание, интервенция, протекционизм: четыре Эпохи замыслов, воплощений и неудач.
Лекция 4
Грехи народов: эльфы, люди, гномы и хоббиты
С одной стороны, события предопределены и подвержены влиянию рока, действующего метафизически. С другой, как Айнур, так и народы Средиземья обладают неотъемлемой свободой воли, которая и составляет их нравственную природу. Рассмотрим специфику каждого народа — их образ жизни, пороки и добродетели. Неизбежный и роковой вопрос: а что орки? Постараемся предложить и свой подход к этой неразрешимой проблеме.
Лекция 5
Идеальный правитель: путь Арагорна и возрождение Королевства людей
Обсудим что происходило после падения Нуменора: бывшие колонии, новые поселения, королевства изгнанников, эволюция и переосмысление нуменорского наследства, преемственность и разрыв с традицией в Гондоре и Арноре. Чему наследует наследник Исилдура? На каких исторических моделях основан образ и жизненный путь Арагорна, как он из безымянного Странника с темной репутацией превратился в мудрого правителя, которому удалось объединить северное и южное королевство.
Послесловие
Зачем нам сегодня Толкин?
Зачем читать литературные произведения вообще? Чему учит и что показывает нам Толкин, как помогает посмотреть на мир иначе (и нужно ли это)? Как выйти за пределы плоской дихотомии «‎повседневность или эскапизм»‎ и подняться на следующий уровень обобщения — туда, где свет не заслонен облаками и где можно разглядеть Прямую Дорогу.
Курс можно подарить!
Все просто – нажмите
при оплате.
беру в подарок
Страдающее Средневековье, 2023
По всем вопросам пишите hello@stradarium.ru или +7−906−570−11−43 (tg, whatsapp). Мы на связи с понедельника по пятницу 10−19 по МСК.
Мы есть во всех социальных сетях, даже если здесь показаны не все. Просто введите в поиск «Страдающее Средневековье».
Страдариум, 2023