социальный антрополог, фольклорист, кандидат филологических наук, приглашенный профессор Российской экономической школы. Ведет телеграм-канал (Не)занимательная антропология. Один из авторов книги «Опасные советские вещи: городские легенды и страхи в СССР»
Вампиры — вредные, ущербные, странные и страшные «другие», от которых можно заразиться и стать такими же, потеряв себя. Традиционные культуры с помощью таких образов объясняют правила поведения, а в последние два века вампиры стали метафорой для больных туберкулезом, стиляг и хиппи, политических диссидентов и гомосексуалов. Разобравшись с «вампирской» мифологией, вы сможете различать рациональное и иррациональное в государственной политике и общественных кампаниях против очередной угрозы со стороны «других», поймете причины собственных страхов «инаковости», а также поймете, почему люди рассказывают страшные истории.
*признана иностранным агентом
18+ НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ АРХИПОВОЙ АЛЕКСАНДРОЙ СЕРГЕЕВНОЙ, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА АРХИПОВОЙ АЛЕКСАНДРЫ СЕРГЕЕВНЫ
Как все проходит
Получите доступ к платформе hello.stradarium
Пользуйтесь записью и доп. материалами
Задавайте вопросы куратору
Обращайтесь к курсу, когда удобно
Личный кабинет, где будет храниться курс. Доступ к платформе сразу после покупки.
• видеозапись лекции • саммари, глоссарий и список дополнительной литературы к теме лекции
Куратор всегда объяснит, поддержит, направит и посоветует
Доступ навсегда
Важно! Курс в записи в формате вебинаров с поддержкой куратора. Начните смотреть прямо сейчас. Каждая лекция длится минимум 80 минут.
Чему научитесь
Узнаете истоки и эволюцию страхов «опасного чужого», научитесь различать вампиров, вурдалаков, упырей и зомби
Сможете замечать иррациональное в государственной политике и общественных кампаниях против очередной угрозы со стороны «других»
Поймете, почему люди так любят страшные истории
1
3
2
Чему научитесь
Узнаете истоки и эволюцию страхов «опасного чужого», научитесь различать вампиров, вурдалаков, упырей и зомби
Сможете замечать иррациональное в государственной политике и общественных кампаниях против очередной угрозы со стороны «других»
Поймете, почему люди так любят страшные истории
1
3
2
Листайте влево
Программа
Программа
Лекция 1
От Одиссея до Баффи-истребительницы вампиров
Представления о ходячих покойниках, которые питаются кровью, широко распространены. У Гомера Одиссей кормит мертвых кровью в обмен на их предсказания. Во время вводной лекции мы обсудим, откуда берутся и как развивались представлениях о покойниках, которые продолжают взаимодействовать с живыми людьми.
Лекция 2
Зачем вампиру в гробу читать немецкие книжки: эволюция ходячего покойника
Представления об упырях и вампирах были и были популярны на территории Восточной Европы. В народной культуре изобретено много способов защититься от них: где-то кол в сердце, а где-то сложную немецкую книжку в гроб (пока не прочитает, не выйдет). Но откуда берутся такие представления? Почему люди пытаются с ними договариваться?
Лекция 3
От Дракулы к «сатанинским паникам»
Маленький американский городок в панике — отряды мужчин прочесывают город, рыдающие женщины рассказывают истории, как люди в масках пили кровь из детей. Это не сериал, а реальная сатанинская паника, охватившая Америку в 70−80-е годы 20 века. В этой лекции мы поговорим о том, как социальные катастрофы 19−20 веков — эпидемии, безработица, наркотики — привели к вере в сатанистов и к увлечению вампирами в кино. .
Лекция 4
Когда зомби встретил вампира
Страх чужого характерен для любого общества, и когда общество глобализуется, нужен общий знаменатель страха. В массовую культуру 20 века одновременно с вампирами проникают представления о зомби, гаитянских ходячих мертвецов. Почему вампиры пьют кровь, а зомби едят плоть? Как эти два образа встретились и выплеснулись в массовую культуру.
Лекция 5
Как вампир из врага стал другом
В течение ХХ веке вампиры и зомби становятся метафорой морального заражения. Но в последние 30 лет вампиры все чаще оказываются положительными героями — и что это говорит нам об эволюции общества?
Лекция 1
От Одиссея до Баффи-истребительницы вампиров
Представления о ходячих покойниках, которые питаются кровью, широко распространены. У Гомера Одиссей кормит мертвых кровью в обмен на их предсказания. Во время вводной лекции мы обсудим, откуда берутся и как развивались представлениях о покойниках, которые продолжают взаимодействовать с живыми людьми.
Лекция 2
Зачем вампиру в гробу читать немецкие книжки: эволюция ходячего покойника
Представления об упырях и вампирах были и были популярны на территории Восточной Европы. В народной культуре изобретено много способов защититься от них: где-то кол в сердце, а где-то сложную немецкую книжку в гроб (пока не прочитает, не выйдет). Но откуда берутся такие представления? Почему люди пытаются с ними договариваться?
Лекция 3
От Дракулы к «сатанинским паникам»
Маленький американский городок в панике — отряды мужчин прочесывают город, рыдающие женщины рассказывают истории, как люди в масках пили кровь из детей. Это не сериал, а реальная сатанинская паника, охватившая Америку в 70−80-е годы 20 века. В этой лекции мы поговорим о том, как социальные катастрофы 19−20 веков — эпидемии, безработица, наркотики — привели к вере в сатанистов и к увлечению вампирами в кино.
Лекция 4
Когда зомби встретил вампира
Страх чужого характерен для любого общества, и когда общество глобализуется, нужен общий знаменатель страха. В массовую культуру 20 века одновременно с вампирами проникают представления о зомби, гаитянских ходячих мертвецов. Почему вампиры пьют кровь, а зомби едят плоть? Как эти два образа встретились и выплеснулись в массовую культуру.
Лекция 5
Как вампир из врага стал другом
В течение ХХ веке вампиры и зомби становятся метафорой морального заражения. Но в последние 30 лет вампиры все чаще оказываются положительными героями — и что это говорит нам об эволюции общества?
Курс можно оплатить Долями или в рассрочку от Т-Банк
При оплате выберите подходящий вариант (только российские карты)